Переправа: влево... вправо!

Сейчас во Владивостоке паром ходит от 36-го причала к Русскому острову трижды в день. Пассажиры мечтают, чтобы рейсов было четыре, как раньше. Увы, возможности увеличить количество рейсов на Русский у моряков нет. Да и эти три коротких, до мыса Поспелова, маршрута нынешней морозной зимой зачастую складываются трудно, "Босфор-Восточный" выбивается из расписания, пытаясь лавировать среди ледяных конгломератов.

26 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №919 от 26 янв. 2001
Сейчас во Владивостоке паром ходит от 36-го причала к Русскому острову трижды в день. Пассажиры мечтают, чтобы рейсов было четыре, как раньше. Увы, возможности увеличить количество рейсов на Русский у моряков нет. Да и эти три коротких, до мыса Поспелова, маршрута нынешней морозной зимой зачастую складываются трудно, "Босфор-Восточный" выбивается из расписания, пытаясь лавировать среди ледяных конгломератов.

- Порой рейс туда и обратно занимает три-четыре часа, - говорит капитан Геннадий Бобровников. - В прежние-то времена ледокол ходил тут постоянно, выколачивал лед, его выносило из бухты, и нам куда легче было. А сейчас ледокол работает только по заявке, по договору, то бишь за немалые деньги, а откуда им взяться на прибрежных перевозках?

Но сегодня корреспондентам "В" и всем остальным пассажирам повезло: день выдался теплый - по сравнению с теми, когда мороз доходил до 26 градусов, - льдины не смерзаются мгновенно в непроходимые поля, и рейсы идут согласно расписанию.

Пока паром отходит от причала, разворачивается и ложится на курс, многие пассажиры подтягиваются из глубины салона к выходу или уже перебираются на открытую палубу - стоять на, скажем так, стратегически удобных местах.

А в рубке звучит голос с берега:

- "Босфор-Восточный", впереди у вас перешвартовывается "Новоуральск".

- Ну ясно, я вижу его, - отвечает капитан, - обхожу.

Промелькнули портовые причалы. Справа лед смерзшийся, плотный, но паром берет левее, и мы уверенно двигаемся по своеобразному каналу, где льдины мелкие, шуга, и довольно быстро приближаемся к острову. Мало кто из пассажиров остается на своих сиденьях и не рвется поближе к аппарели. А на палубе-то машины, причем бок к боку стоят два грузовика, один из них ужасно грязный, и вот эту грязь, протискиваясь мимо него, обтирают своими шубками и дубленками женщины. Выйти с парома надо среди первых.

- Иначе не займешь место в автобусе, который по пять рублей, - объясняет корреспондентам “В” Елена Мельник. - А в коммерческом проезд по 15. Нам, кто живет на острове и работает в городе, дорога ежедневно обходится, как говорится, в копеечку: 40 рублей паром туда-обратно и 30 - автобус, если не удастся сесть в муниципальный.

Из-за сложной ледовой обстановки этой зимой паром ходит только до Поспелова. Кто живет в других поселках острова, едет от причала в удачный для себя день за пять рублей, в невезучий - дороже.

Елене сегодня подфартило, она уезжает в набитом до отказа муниципальном автобусе. А к тем пассажирам парома, кто еще стоит неподалеку от причала, один за другим подкатывают микроавтобусы предприимчивых частников:

- Кому на Зеленку? 15 рублей!

- Эй, кто до Подножья? Отвезу по 25.

- Овра - десятка!

Старший мичман Михаил Савин только головой качает:

- Ох и шустрый народ! Пользуются тем, что у островитян-то выбора нет, и заламывают цены. До Овры всего 9 километров - 10 рублей, до Аякса того меньше - четыре километра, и тоже десятка. Ведь налогов никаких они не платят, работают исключительно на свой карман.

Тем временем паром заполняют новые пассажиры, в основном рыболовы, при ледорубах и алюминиевых ящиках с заплечными ремнями. Уловами, кстати, буквально все недовольны.

- Зубатки вообще нет, - сетует Василий Никифоров, - а что вы хотите - в каждой бухте по четыре ставных невода стоит... Ну а корюшка идет еле-еле, наваги же мне вообще ни одной не попалось.

И он со вздохом показывает полиэтиленовый мешочек из-под хлеба, где на дне слиплись 16 корюшек весьма мелкого калибра. Кот этим уловом был бы доволен, а вот жена Василия Степановича - вряд ли.

У большинства рыбаков весь сегодняшний улов - 15, 20, максимум 30 штук. Говорят, что с утра вообще не клевало, а когда стала рыбалка налаживаться - уже пора на паром спешить:

- Плохо без рейса в 17 часов. Раньше мы им всегда возвращались, а теперь или ловишь совсем недолго, то и дело поглядывая на часы, или идешь на последний паром и домой добираешься очень уж поздно.

За разговором и путь закончился.

По “громкой связи” привычные слова:

- Автотранспорту стоять до окончания высадки пассажиров. Пассажиры, не забывайте личные вещи, - улыбнувшись, капитан добавляет в микрофон:

- И рыбу тоже.

Из машинного отделения доносится веселый голос механика:

- Ну, рыбу-то пусть оставляют!

Шутки шутками, а бывает и такое. Вот намедни на пароме подвыпившие рыбаки демонстрировали друг другу уловы - в тот день хорошо клевало, хвастались, а ушла компания с парома, и вахтенный матрос обнаружил, что “чемпион” свой мешочек с корюшкой забыл.

Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"