Подземные рельсы деда Луки

Серебряные часы, подарок наркома Кагановича, не прибавили Луке Калиновичу Кравцу, инженеру-консультанту по строительству Владивостокского тоннеля имени тов. Сталина, спокойных лет жизни и не спасли от тяжелого ревматизма. И то сказать, Л. Кравцу было 74 года, когда он в 1931 году получил назначение на секретный военный объект.

26 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №919 от 26 янв. 2001
Серебряные часы, подарок наркома Кагановича, не прибавили Луке Калиновичу Кравцу, инженеру-консультанту по строительству Владивостокского тоннеля имени тов. Сталина, спокойных лет жизни и не спасли от тяжелого ревматизма. И то сказать, Л. Кравцу было 74 года, когда он в 1931 году получил назначение на секретный военный объект.

Историческая справка “В”. Владивостокский тоннель им. тов. Сталина, входящий в комплекс береговой обороны главной военно-морской базы Тихоокеанского флота Владивосток, строился в

30-е годы ХХ века для переброски железнодорожной артиллерии от станции База (район нынешнего 6-го км) в расположение Гнилого угла и Улисса. Он имеет протяженность 1 км 380 метров. С 1996 года тоннель им. товарища Сталина внесен в список памятников краевого значения.

Запорожец за Уралом

Жизнь, казалось, готовила смышленому мальчонке из крепкой запорожской крестьянской семьи вполне определенное будущее: работу на земле в достатке и радости, налаженный, размеренный быт. Но тут вмешалась судьба в лице заезжего гостя, человека образованного и делового. Именно он уговорил родителей Луки отпустить 18-летнего парня в Тифлис на учебу и стал фактически его вторым отцом.

Трехгодичную горную школу Лука окончил с отличием, став специалистом по строительству тоннельных сооружений. Сразу же после защиты диплома

Л. Кравца назначили помощником десятника на Тихорецко-Новороссийский тоннель. Факт по тем временам неслыханный – чтобы вот так, без опыта, без солидного возраста. Но была в этом какая-то высшая справедливость – Лука оказался инженером от бога. Его оригинальные “проходческие” идеи совершили, можно сказать, маленькую революцию во время сооружения того же Тихорецко-Новороссийского гиганта, которому было отдано шесть лет. Впрочем, вся биография Луки Калиновича - это как справочник по тоннельному строительству в России, начиная с конца ХIХ века и заканчивая серединой ХХ. Карский тоннель, Шпатурская ветка Кавказской железной дороги, строительство артиллерийских тоннельных погребов, Кругобайкальская железная дорога – перечислять можно бесконечно долго. Их были десятки. Работа стала жизнью горного инженера, ее смыслом и радостью. А еще семья.

Свадьба… с отсрочкой

Они встретились случайно – 33-летний горный инженер богатырского сложения и силищи с бородкой чеховского интеллигента и 16-летняя Мария – русокосая, озорная, зажигательная терская казачка. Это была любовь с первого взгляда, с первого вздоха. Но их счастье оказалось возможным лишь много лет спустя. Родители выдали Марию замуж за чиновника Юзефа Новаковского. На свадьбе Лука Кравец был дружкой. Так захотела невеста, и он не смог ей отказать.

Мария овдовела на девятом году супружеской жизни, оставшись одна с тремя малолетними детьми – Анной, Константином и Софьей. Узнав об этом, Лука Калинович приехал просить ее руки. Так в 40 лет Л. Кравец обрел наконец семью и счастье. Марийку свою он любил всем сердцем до последнего дня, а прожили они вместе без малого полвека.

Но это было позже, а пока их “свадебным” путешествием стал переезд из солнечного Закавказья в суровую Сибирь, к новому месту службы мужа. Здесь ему предстояло пробить два тоннеля – строилась Кругобайкальская железная дорога. Вскоре в семье родились еще двое ребятишек – дочка Нина (1900 г.) и сын Владимир (1902 г.), только Сонечки к тому времени не стало. Лука Калинович никогда не делил детей – все они для него были родными и любимыми. Каждому он дал достойное образование.

Жизнь между тем продолжалась. С 1906 по 1908 г. Лука Калинович заведовал постройкой минно-пристрелочной станции Сибирской флотилии на острове Русском. Позже занимался реставрацией и капитальной перестройкой шахты и штольни западной части Амурской железной дороги. Но сооружение в начале 30-х годов Владивостокского тоннеля, названного позже именем товарища Сталина, из-за сложности рельефа и своеобразия залегания скальных пород потребовало громадного напряжения сил и знаний. Луке Калиновичу было в ту пору далеко за семьдесят. Но и это еще не все. Одновременно с Владивостокским Л. Кравцу поручили “кураторство” на Сучанском тоннеле, который строился в это же время.

Спецпаек для категории “А”

Когда дед начал работать на “сталинском” тоннеле, мне было чуть больше года, - рассказывает внук старого инженера Валерий Владимирович Кравец. – В то время я жил с ним и с бабушкой на ул. Луговой, 37. Мама, жестоко простудившись, умерла, когда мне было всего несколько месяцев от роду. Разумеется, я не мог ничего помнить из того времени, но уцелевшие старые документы, выписки из приказов, справки – дед был очень скрупулезным человеком - помогают почувствовать вкус времени, прикоснуться к истории. Его рассказы, мои воспоминания поздней поры помогают дополнить эту картину.

“ …К работе относится добросовестно, - писал в характеристике на деда командир в/ч 1770 в 1934 г., - со временем, как правило, не считается…”

Лука Калинович со временем действительно не считался. Он вставал очень рано, вместе с петухами. Тщательно одевался. Бабушка с неизменной самокруткой в углу рта в это время уже гремела кастрюлями, готовя завтрак. Больше всего дед любил блины и горячий, только что с плиты, чай. А еще – украинский борщ. Подкрепившись, он усаживался на коня (за жизнь их у него было несколько, но всех он называл одинаково – Верный) и отправлялся объезжать “объекты”. Работы было невпроворот, поэтому он частенько оставался там же ночевать.

Как вспоминал дед, на “сталинском” тоннеле работали только вольнонаемные. Работали круглосуточно. Платили им исправно и довольно щедро по тем временам. Питание тоже было усиленное – кусок мяса на обед и чарка водки. Деду даже выдавали спецпаек, такой же, как ответственным работникам категории “А”. А еще премировали - костюмом, окладом в 1200 рублей. Был даже подарок от самого Кагановича, наркома путей сообщения, – серебряные часы на цепочке с дарственной надписью. Их продали в войну, чтобы купить продукты.

Природа наградила Луку Калиновича недюжинным здоровьем – он мог завязать в узел стальной прут, но извечная работа в сырости, на сквозняке сломали и этот богатырский организм. А годы напряженного строительства Владивостокского и Сучанского тоннелей усугубили положение. Его стали мучить жестокие приступы ревматизма. Не помогли ни двухмесячный курорт по завершении строительства, ни четырехмесячный отпуск. От ревматизма он и умер – в 90 лет.

Потомки

Валерий Владимирович Кравец, судя по старому фото, удивительно похож на своего легендарного деда. И не только лицом. Он тоже из породы однолюбов и увлеченных людей. Со своей будущей женой Людмилой, родом из донских казаков, он впервые познакомился на репетиции оперетты “Вольный ветер” и влюбился в ее необыкновенно красивый голос. С тех пор они уже 40 лет вместе. В семье две дочери и внучка Сашенька, школьница. Все Кравцы – люди искусства. Глава семейства в школе № 33 создал свой театр “Этюд”, жена Людмила Николаевна ведет сольное пение на кафедре хорового дирижирования в институте искусств, старшая дочь Татьяна работает в Приморской филармонии музыковедом, младшая Людмила учится в аспирантуре на отделении культурологии.

Было время, когда военные спорили с железнодорожниками, кому тоннель нужнее. Сегодня этот “режимный” объект работает на людей и для людей, то есть для нас с вами. За год он перевозит около четырех миллионов пассажиров, не говоря уже о тысячах и тысячах тонн грузов.

Не зря, выходит, старался дед Лука - человек удивительного сердца и таланта. Вот почему нам захотелось рассказать о нем.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"