Ледяной дом
В доме № 13 на владивостокской улице Часовитина зябнущих стариков, чтобы окончательно не замерзли, обкладывают бутылками с горячей водой.
- Если есть электричество, обогреватель у нас всегда включен. С его помощью температура в комнате поднимается до восьми-девяти градусов, - объясняет Фаина Кобзарь. - Это и есть наше отопление.
Электрообогреватель у пожилых супругов Кобзарь хороший, импортный, сделан в виде отопительной батареи.
- Брат купил, считай, подарил, пожалел нас, что мы в постоянном холоде живем, - говорит Фаина Павловна. - Мы ему одну пенсию отдали, он свои деньги добавил, раза в три больше наших, и купил. Вещь-то дорогая. Но без электричества и от нее толку нет. Вчера на три часа отключали, так я Ивана Ивановича со всех сторон бутылками с горячей водой обложила, а сверху одеялами и подушками укутала.
Муж Фаины Павловны инвалид, после инсульта он не ходит. Нервы тоже, что называется, ни к черту - только начнет рассказывать, как мучительна жизнь в холоде, сразу плачет.
К слову, 12-этажный дом № 13 на улице Часовитина во Владивостоке, где влачат столь безрадостное существование супруги Кобзарь и их соседи, построен был 13 лет назад "Дальзаводом". На этом некогда славном предприятии Кобзари отработали по 50 лет: Фаина Павловна учетчицей на лесопилке в 39-м цехе, Иван Иванович старшим строителем на ремонте подводных лодок.
С этим предприятием полвека была связана и судьба Павла Миляева, который сейчас отчаянно мерзнет в такой же, как у четы Кобзарь, однокомнатной квартире. Трясущимися руками Павел Митрофанович протянул корреспондентам "В" красивый, в красной обложке, приветственный адрес от директора завода:
"12 апреля 1997 года исполняется 50 лет работы на "Дальзаводе" работнику цеха № 25 Миляеву Павлу Митрофановичу, который является ветераном труда и Великой Отечественной войны, был участником Сталинградской и Курской битв, имеет боевые и трудовые правительственные награды.
Свою трудовую деятельность на заводе Павел Митрофанович начал в 1947 году с грузчика транспортного цеха. В 1952 году освоил специальность машиниста железнодорожного крана". Дальше в адресе идут поздравления и распоряжение выплатить премию.
Сегодня Павел Митрофанович при наличии электричества в основном сидит в кухне, в телогрейке и шапке, возле открытой дверцы включенной духовки. Это его единственный обогрев. А в часы, когда света нет - отключения-то каждый день, ветеран лежит в комнате на своей убогой постели, согрев ее бутылками с горячей водой и навалив на себя все имеющееся в квартире тряпье.
Горячая вода в кранах у жителей дома № 13 на улице Часовитина есть. Ведь этот дом вовсе не заморожен в отличие от тех, где нынешним приморским январем аварийные бригады меняют лопнувшие батареи отопления, отогревают паяльными лампами водопроводные и канализационные трубы. Ледяной дом № 13 в сей печальный список не попал.
- Просто он еще с 1996 года не отапливается по причине забитости стояков, - разъяснила корреспондентам “В” начальник производственного отдела МУП “Жилкомсервис” Любовь Морошкина, - вот поэтому жильцы и жалуются вам в редакцию. Дело в том, что ремонт-то в этом доме мы начали успешно и когда поменяли нижнюю и верхнюю разводки, у них в квартирах маленько стали греться батареи. Но из-за тотальных отключений света вода из радиаторов и стояков то сбросится, то они снова наполнятся, и во многих местах трубы опять, как мы это называем, закоксовались.
В историческом романе русского классика ледяной дом построили по приказу императрицы - для потехи. Это была злая шутка. Вышеупомянутый дом № 13 стал ледяным, пожалуй, не по чьей-то злой воле. Захирел “Дальзавод”, и постепенно пришло в запущенное состояние его ведомственное жилье. И когда оно было передано в муниципальную собственность, выяснилось, что в этих домах опрессовку, продувку отопительных систем не производили десяток лет. Трубы и батареи забиты песком, ржавчиной, теплоноситель туда не поступает.
- Не так давно наш дом наконец-то поставили на ремонт. Но почему взялись за него не летом, не осенью, а зимой? В декабрьские морозы стали вырезать трубы, а после Нового года бросили, не закончив, - недоумевает Галина Васюк. Стена, отделяющая ее квартиру от подъезда, полностью промерзает и покрыта корочкой льда, который тает и течет, когда от включенной плиты или обогревателя в прихожей становится теплее.
Как оказалось, в управлении муниципального заказа администрации города, заключившем с одной из строительных фирм договор на замену системы отопления в многострадальном доме № 13, средства на это благое дело нашлись только поближе к зиме. Да и то не вся сумма: на материал и замену разводок хватило, а потом деньги кончились, и работы прекратились. Впрочем, позавчера подрядчик и представители управления муниципального заказа, кажется, вновь нашли общий язык, и на днях замена труб, возможно, возобновится. Может, к весне или к лету долгожданный ремонт и будет завершен?
- Уже и не верится, что перезимуем, доживем до весны, - всхлипывает Фаина Кобзарь. - Уж очень погода нынче суровая. В предыдущие зимы обогревателем можно было натопить до более-менее приемлемой температуры, а в этом году такие холода, что весь дом промерз, обогреть электричеством квартиру не получается, да и отключают ведь его...
Загубили наш дом - с болью говорят как о прежних, так и о теперешних хозяевах бывшего ведомственного, а сейчас муниципального дома обитатели квартир, которые они получили как заслуженные труженики, ветераны “Дальзавода”. Годами никто не занимался этим зданием, и дом № 13 действительно пришел в ужасающее состояние. Здесь нет дверей на этажах подъезда, разваливается мусоропровод, нет лифта, а чтобы кто-нибудь невзначай не свалился в шахту, жильцы на этажах забили ведущие в нее проемы досками. А главное - в доме холодно. Так холодно, что корреспонденты “В”, пройдя по квартирам, стучали зубами точно как дедушка Миляев, который и спит-то, не раздеваясь, в своем ватнике и треухе.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"