О нынешней зиме знали 30 лет назад
Неизбежное наступило. В Приморье энергетический кризис, о возможности которого предупреждали еще в 70-х годах.
Не могла энергетика края до бесконечности “подтапливаться” бурыми углями приморских месторождений. Высокая стоимость данной технологии при разрушении окружающей среды - гигантскими золоотвалами, вредными выбросами в атмосферу, уничтожением лесов и пахотных земель – последствия такой энергетики. Когда-то планировалось, что к 2000 году часть электроэнергии поступит с так называемой Приморской АЭС, а другая часть - с ГЭС, построенных на притоках Амура. Данная схема полностью ликвидировала бы дефицит тепла и электроэнергии в Приморском и Хабаровском краях. Уже тогда, более 30 лет назад, речь шла о закрытии шахт Партизанска, Артема, Тавричанки, Реттиховского разреза, как это было сделано ранее с шахтами в Уссурийске.
Высвободившихся шахтеров трудоустраивали. В Артеме – на строящихся мебельной и трикотажной фабриках и фарфоровом заводе, предприятиях стройиндустрии Главвладивостокстроя и Минводхоза СССР; в Партизанске – на двух военных заводах, фармакологическом комбинате, в Восточном порту. Всем было ясно, что закрытые шахты небезопасны, и все чаще уголь стали добывать открытым способом. Тем временем на Амуре возводились Зейская, Богучанская и Бурейская гидростанции. Вместе с Приморской АЭС они бы “уничтожили” “угольную энергетику”. Разве об этом не знали или не хотят знать в правительстве?!
Пик добычи угля и выработки электроэнергии в Приморье пришелся на конец 80-х, когда шахтеры Приморскугля выдавали до 21,5 миллиона тонн твердого топлива в год. Тогда постоянно велась подготовка новых месторождений. Закупалась техника. Только в 85-м году на Павловском разрезе задействовали 12 экскаваторов.
С начала 90-х годов энергетическая программа свернута. В один момент по требованию МВФ закрылись шахты Партизанска, Тавричанки, Артема, Реттиховки. С 1995 года на угольные разрезы уже не поступала новая техника. И сразу же в Приморье начались энергетические кризисы. Кто только не приезжал во Владивосток разбираться! Большаков и Аксененко, Кириенко и Чубайс, бесчисленные комиссии. Все эти московские гости проблему не решали, а отделывались подачками в виде трансфертов, откладывали решение проблемы на будущее.
Администрация края пыталась выйти из положения с помощью разработки малых разрезов. Но добыча продолжала снижаться одновременно с ростом затрат на производство. Если в конце 80-х на одного работающего в Приморскуглепроме приходилось 600 тонн угля, выданного за год, то ныне этот показатель снизился вдвое. Из-за острой нехватки качественного топлива в печи забрасывается низкокалорийный уголь. Помнится, такое топливо раньше шло в отвалы. Вот поэтому и мазута приходится использовать все больше и больше.
Давно пора решать проблемы приморской энергетики на правительственном уровне, так как ясно – своими силами краю из энергетической ямы не выбраться.
Автор: О. КОБЗАРЬ, инженер-строитель, специально для "В"