Гибель “Курска”: И все-таки взрывы?

Четверо американских ученых заявили, что причиной аварии подводной лодки “Курск” явились взрывы, а не столкновение.

24 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №917 от 24 янв. 2001
Четверо американских ученых заявили, что причиной аварии подводной лодки “Курск” явились взрывы, а не столкновение.

Кейт Копер и Терри Уоллас из университета Аризоны, а также Стивен Тэйлор и Ханс Гарце из национальной лаборатории в Лос-Аламосе опубликовали статью в еженедельнике американского геофизического союза “Эос”.

В статье говорится, что взрывы, которые потопили подводную лодку, были зарегистрированы сейсмологическими станциями на Балтике и в других местах. Авторы статьи считают, что анализ сейсмограмм привел их к выводу об уязвимости версии о столкновении. Подводные взрывы, пишут авторы, порождают сейсмические сигналы весьма определенного образца. Сейсмические сигналы, зарегистрированные во время гибели “Курска”, обладают именно этими характеристиками.

Во время гибели “Курска” сейсмостанции зарегистрировали два взрыва, пишут ученые. Первый был зарегистрирован только несколькими станциями, расположенными неподалеку. Второй взрыв прозвучал на 135 секунд позднее и был зарегистрирован на расстоянии 5 тысяч километров. Энергия этого взрыва, пишут ученые, была эквивалентна 5 тоннам тротила. Авторы считают, что вряд ли причиной взрывов являлось землетрясение.

Ученые попытались разобраться, явился ли второй взрыв одним “большим событием” или серией нескольких “событий” меньшего масштаба, возможно, следствием удара “Курска” о поверхность морского дна. Авторы статьи считают, что есть убедительные доказательства того, что второе “событие” было взрывом. Доказательством этого они считают результаты наблюдений за колебаниями пузыря газов, который возник в результате взрыва и стал подниматься к поверхности моря.

В 1999 году израильские ученые провели серию испытаний в Мертвом море. Анализ результатов этих испытаний, пишут авторы, позволяет им установить примерный масштаб взрыва на “Курске”. Они считают, что первый взрыв случился тогда, когда лодка находилась возле поверхности моря, так как когда лодка погрузилась на дно, ее перископ был все еще выставлен.

Ученые считают, что сейсмические характеристики первого взрыва соответствуют примерно 250 килограммам взрывчатого материала большой мощности, что соответствует боеголовке современной торпеды. Ученые считают, что торпеда взорвалась либо по ошибке, либо преждевременно и что высвободившаяся энергия ушла в корпус “Курска”.

Главный взрыв, по мнению ученых, соответствует взрыву примерно 4-8 ракет “корабль-корабль” SS-N-19, которые находились на вооружении “Курска”, или одной крылатой ракеты с боеголовкой с взрывчатым материалом большой мощности.

Авторы статьи не думают, что сигнал мог быть вызван ударом подводной лодки о морское дно. В этом случае лодка, по их мнению, потонула бы не за 135 секунд, прошедших между первым и вторым взрывами, а гораздо быстрее. Авторы считают, что “Курск” мог некоторое время после первого взрыва оставаться над поверхностью морского дна, или второй взрыв мог случиться после удара о морское дно, но только после того, как огонь перекинулся на боеголовки на борту.

Профессор Уоллас сказал в интервью Би-би-си: “Я думаю, мы никогда не узнаем наверняка, что вызвало первый взрыв. Но вам нужно очень постараться, чтобы показать, что звук любого столкновения с внешним объектом был заглушен. Трудно вообразить сценарий, который предполагает, что имело место: столкновение или иная механическая авария”.