Там, где душе комфортно...
“Культурное вещание в регионе нуждается в серьезном лечении”… Это фраза из открытого письма, направленного в конце прошлого года в средства массовой информации деятелями культуры. Оно пронизано беспокойством - достаточно богатая культурная жизнь края существует как бы сама по себе. Что тому причиной?
Беседа с директором Центра русской культуры доктором искусствоведения Галиной Алексеевой началась с привычных сетований по поводу того, что нас поглощает Запад. Обращение во все инстанции (включая губернатора Евгения Наздратенко) было подписано авторитетнейшими специалистами в области культуры и искусства - ректором ДВГИИ, профессором И. Заславским, директором Приморской государственной публичной библиотеки им. Горького, заслуженным работником культуры А. Приваловой, председателем Приморского краевого фонда культуры М. Афиногеновой и др. (всего 12 подписей) и явилось криком души: в Приморье …”не вещает канал “Культура”. Здесь совершенно не выработана политика донесения до населения тех культурных ценностей, которые имеются. Это невозможная ситуация на пороге ХХI века, первое десятилетие которого объявлено программами ЮНЕСКО десятилетием культуры мира. Необходима целенаправленная политика противостояния низкопробной продукции каналов телерадиовещания.
В нашем регионе существуют крупные культурные силы: это Дальневосточный государственный институт искусств, Владивостокское и Находкинское музыкальные училища, Владивостокское художественное училище, около 40 музыкальных и художественных школ и т. д. Каждое подразделение в сфере искусства, будь то профессиональное учебное заведение, библиотека, общественный культурный центр, музей, располагает целым рядом культурных программ, имеющих огромное значение для воспитания нового поколения, уже давно упущенного нами…”.
С этим трудно не согласиться.
И все же.….. Только ли скудная информированность, в которой повинны пресловутые СМИ, стала причиной создавшейся ситуации? Может быть, есть и другие - неумение культурной элиты заинтересовать обывателя тем или иным событием?
Хотим мы того или нет, мы живем в “совокупности достижений человека в производственном, общественном и умственном отношении” (так расшифровывается термин “культура” в Словаре русского языка С. Ожегова). Другой вопрос - как это осознаем?
Галина Алексеева вспоминает международный конгресс по византинистике, в котором она участвовала в 1991 году. В Москве собрались специалисты более чем из 100 стран мира. Это происходило накануне путча. Люди в аэропорту спали на картонках, пытаясь покинуть непредсказуемую столицу. Один из вопросов - отнюдь не научный - звучал лишь в кулуарах форума: зачем приехали в Россию благополучные иностранцы, здесь куска хлеба не купишь?! Но гораздо больше пресловутого куска их занимала русская духовность. И другой пример: имеющие статус государственного праздника Дни славянской письменности и культуры, организованные при активном участии Центра русской культуры, остались весной прошлого года не замеченными широкой общественностью…
Помнится, в начале перестройки именно в средствах массовой информации было много рассуждений о том, как не быть манкуртами. Практически все они сводились к одному - надо знать свои корни: исторические, национальные, культурные. Прошло десять лет…... и собственно, ничего не изменилось.
Приморье в этом смысле регион особый. Здесь проживают представители более 119 национальностей.
- Пожалуй, в нашем крае сложился особый генотип, - говорит Галина Алексеева, - который кровно связан со своей нацией, с одной стороны, а с другой - тяготеет к многоликой культуре Приморья. А потому надо думать не о том, россияне мы или нет, а осознавать свою принадлежность к нации.
- А если некий обыватель спросит - зачем?
- Вот тот обыватель и не может понять, почему он всем недоволен, - включается в разговор Лидия Фетисова, сотрудник Института истории ДВО РАН. - Внутри у него пусто, не развита душа. А душа все-таки чувствует себя комфортно в пространстве родной культуры. Даже если нет материального культурного пространства - памятников, храмов, указывающих на многовековую традицию, - все сохраняется. К примеру, русские, двигаясь на восток, консервировали культуру на бессознательном уровне посредством языка. Живя сегодня здесь, мы сохраняем память о своей прародине.
Недаром есть присловье - будь проклят твой род до седьмого колена. Примерно семь поколений несут эту традицию, даже если живут в совершенно чуждой среде. Посмотрите на наши села - Иващенко, Коваленко, Тищенко вроде бы считают себя русскими. Но послушайте, что они поют. Исконные песни украинцев, которые в начале века составляли более 80 процентов переселенцев. Конечно, это бытовой уровень, связанный с семьей, неким укладом жизни. Есть уровень государственный….
И здесь все непросто.
Да, общероссийский телевизионный канал “Культура”, речь о котором ведется на всех региональных конференциях больше года, приморскому зрителю недоступен, как и подписная цена на одноименную газету. Политикой государства в области культуры можно назвать ее отсутствие. Но вряд ли что-то изменится от констатации фактов в масштабах государства. Может быть, проще что-то делать в отдельно взятом крае, городе?
К примеру, пять лет назад во Владивостоке был создан Центр русской культуры. Сегодня можно сказать - он состоялся. Здесь работает постоянно действующий еженедельный лекторий, в котором принимают участие преподаватели ДВГУ, института искусств, других вузов города. При поддержке комитета по делам национальностей краевой администрации издается специальная литература. Исконные русские праздники - Святки, Масленицу и т. д. отмечают громко. В буквальном смысле: приглашаются ансамбли “Традиция”, “Покров”, “Русское трио”. Но парадокс! Участники как бы спонсируют сами себя - плату за концерт никто не гарантирует. Центр-то организация общественная. Те же Дни славянской письменности и культуры собрали до обидного мало зрителей, хотя афиша была готова заранее. Но один из концертов даже пришлось отменить - люди не пришли. Как им пенять за это? Как говорится, вольному воля.…
Издан сборник докладов конференции - 412 страниц, темы посвящены русской культуре и искусству. В Пушкинский театр (здесь базируется центр) идут как в избу-читальню. Потому что имеется еще один парадокс - тираж настолько мал (130 экземпляров), что сборник получили даже не все авторы. О продаже речь, естественно, не идет. А жаль. Жаль.…
Может быть, кто-то из тех самых обывателей случайно уронил взгляд на полку книжного магазина, где был бы именно этот сборник. И узнал, что в нашем городе есть такой центр. Кстати, те, кто уже не первый год приходит сюда, делают настоящие открытия. Ведь русская культура также претерпела в Приморье большие изменения. Но людям интересны народные, фольклорные корни. Они приходят на праздники со своими костюмами, поют русские песни. Замечательно, что самыми активными участниками становятся дети. И это важно – таким образом русская национальная традиция обозначает себя в субкультуре края, одновременно органично вписываясь в нее.
- Приморье не является в этом смысле уникальным, - говорит Лидия Фетисова. – Есть целые материки, оказавшиеся в сходной ситуации, – Австралия, США. Они как нация гораздо моложе. Австралийцы очень долго оглядывались на острова. Им казалось, что настоящая культура – эталонная - осталась там. Какое-то время так и было, а потом сформировалась новая нация – появилась новая культура. Сегодня мир признает австралийскую литературу, австралийское кино. Но повторю – традицию надо знать, и это тоже политика государства. У нас культура многоуровневая. Одни работают, живут в этой области – это исследователи академического плана, творцы. Другие – их большинство – потребители. Необходимо среднее звено так называемых комментаторов. Связующее. Но этого звена сегодня нет.
А потому пока наиболее образованным, интеллигентным людям надо надеяться прежде всего… на себя. Именно они понимают, чувствуют, умеют донести культуру до самого широкого круга. Понимаю, это подвижничество. И газеты, телевидение и радио при всей их массовости остаются прежде всего источником информации. И может быть, стоит объединить усилия, чтобы в новом веке быть культурной нацией.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"