Лучше в строй, чем за решетку

Как только не пытаются откосить от армии молодые здоровые пацаны. И болезни себе разные придумывают, и от властей скрываются. А в последнее время появился еще один способ – подписать контракт на обучение на военной кафедре вуза.

17 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №913 от 17 янв. 2001
Как только не пытаются откосить от армии молодые здоровые пацаны. И болезни себе разные придумывают, и от властей скрываются. А в последнее время появился еще один способ – подписать контракт на обучение на военной кафедре вуза.

Призыв-2000

Недавно закончился очередной призыв. По статистике, довольно успешно. План выполнен на 101 процент. Этот самый дополнительный процент получился за счет тех парней, которые… попали под амнистию. По новому законодательству они уже не считаются ранее судимыми и идут в ряды вооруженных сил на общих основаниях. По словам начальника отделения учета и призыва военного комиссариата Приморского края подполковника Анатолия Серкова, офицеры военкомата не имеют права принижать достоинство ранее судимого призывника. Тем более что не все из них попались на крупном преступлении, а мелкие кражи сейчас довольно-таки распространенное явление. Повинных призывников сейчас даже не отправляют в спецчасти, их будут стараться воспитывать в обычных. Хотя тех призывников, кто все еще чист на руку, можно запросто записать в число нарушителей закона. Например, за уклонение от службы в Вооруженных силах Российской Федерации. Сейчас это, между прочим, чревато. По закону за такую провинность следует ответственность по 328-й статье УК РФ, предусматривающей наказание от 200-500 минимальных заработных плат до двух лет лишения свободы. А за не желающими по доброй воле идти в армию присылают милицию.

Помимо того, что число ранее осужденных в армии увеличилось, в ВС по-прежнему идут служить люди, не готовые к непростой военной жизни. Определить здоровье и подготовку большинства призывников можно очень просто. Военные говорят так: “Если бы я был нормальной женщиной, то за такого мужика замуж бы не вышел”. Тем не менее самыми “здоровыми” остаются северные районы Приморья. Именно оттуда идут еще крепкие парни. Наиболее неподготовленная молодежь - из районов, расположенных недалеко от краевого центра. Из самой же столицы Приморского края парней вообще практически не набирается, немудрено, ведь большая их часть – студенты.

Другая проблема - мало кто из современных призывников хочет идти в армию из-за боязни попасть в горячие точки. Но, как уверили нас в крайвоенкомате, на этот счет не стоит беспокоиться. Ведь практически все призывники-приморцы останутся служить на Дальнем Востоке. Семьдесят процентов из числа вновь призванных пойдут в различные рода войск, что располагаются в Дальневосточном регионе - в Приморском и Хабаровском крае, Амурской области, на Камчатке и в Сахалинской области. Пять процентов отправятся в Читинскую область, а все остальные отбудут в западные регионы. Туда, где располагаются различные учебные части центрального подчинения, так называемые учебки. Кстати, и там из прибывших будут готовить специалистов для отправки обратно на Дальний Восток. Хотя что бы там ни говорили, вероятность попасть в Чечню конечно же есть. Но только через шесть месяцев службы, да и то по желанию.

С восемнадцатилетними все ясно. Но есть еще и другие категории призывников, постарше, которым тоже, может быть, придется служить.

Служить или не служить…

Практически всех дипломников-парней, студентов гражданских вузов сейчас волнует вопрос отнюдь не написания диплома. Все они помнят о том, что, возможно, предстоит служить.

Хотя волнуются в основном те, кто проходил обучение на военных кафедрах. Ведь студенты, которые не прошли военную подготовку в гражданских институтах и университетах, заранее были готовы к своей судьбе – год в рядах доблестной российской армии, иначе на работу не устроишься. Те же, кто добровольно подписал контракт на получение офицерского звания, сегодня в смятении. Ведь по статистике 5 тысяч из 15 ежегодно призываемых в стране специалистов с высшим образованием – это только что выпустившиеся молодые люди. Остальные десять тысяч – это запасники, еще не перешагнувшие двадцатисемилетний возраст. Из Приморья ежегодно уходят служить только 150-200 офицеров-призывников из числа окончивших военные кафедры. Остальных служивых из Дальневосточного региона поставляют Амурская область и Хабаровский край.

Естественно, что служба офицера по призыву отличается от службы того же рядового. Ведь офицер, который служит по призыву, пользуется всеми преимуществами офицера-контрактника. Единственное неудобство доставляет обязанность прибыть в воинскую часть через тридцать дней после получения повестки. Особенно сложно только что отучившимся студентам: что там эти тридцать дней отпуска? После же, по словам офицеров краевого комиссариата, начинается нормальная жизнь.

Во-первых, офицер, который прошел обучение военному делу на военной кафедре гражданского вуза, продвигается по службе довольно быстро. Если сравнивать его с офицерами, прошедшими десятимесячные курсы (это новая форма подготовки младшего офицерского звена), то люди с высшим образованием, как правило, имеют лучшие стартовые возможности. Во-вторых, по словам тех же офицеров крайвоенкомата, военные сегодня получают лишь немногим меньше тех, кому приходится вертеться в коммерческой области.

Уверения офицеров не кажутся такими уж голословными – шесть-семь человек из десяти призванных остаются в кадрах вооруженных сил. Вот только непонятно, почему в армии идет постоянная нехватка младшего офицерского состава: либо офицеры-студенты чересчур быстро идут вверх по служебной лестнице, либо они просто не идут в армию.

Хотя порой бывают случаи, когда армия становится палочкой-выручалочкой для многих выпускников вузов. Никому не нужные на гражданке, они требуются в вооруженных силах.

Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, специально для "В"