Керамический ангел идет в поход

За железной дверью раскинулся красочный мир. Его наполняют керамические ангелы, цветы, играющие лепестками на шелке, шершавая твердь гобелена.

12 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №911 от 12 янв. 2001
За железной дверью раскинулся красочный мир. Его наполняют керамические ангелы, цветы, играющие лепестками на шелке, шершавая твердь гобелена.

Она действительно железная - перед открытием салона декоративно-прикладного творчества на Алеутской, как водится, спешили. А потому не успели ни оформить пресловутую дверь, ни дать салону имя.

И все же событие произошло без преувеличения небывалое. Впервые за 50 лет у прикладников (так называют они себя сами) появился свой салон. Камерный зал открылся при Приморском отделении союза художников, здесь будут проходить персональные выставки, демонстрироваться изделия мастеров декоративно-прикладного творчества разных жанров, продаваться сувениры и авторские работы. Под одной крышей собралось более 80 художников Приморья, работающих в самых разных жанрах.

Идея, что называется, витала в воздухе и прозвучала громко на 2-м международном биеннале визуальных искусств, проходившем летом 2000 года. Экспозиция, представленная тогда в зале музея им. Арсеньева на Петра Великого, отданном декоративно-прикладному творчеству, выглядела несколько эклектично, что неудивительно. Ведь собирали ее с миру по нитке. На следующий биеннале 2002 года директор салона, курирующий творческое направление, Анатолий Кацук смотрит более оптимистично – отныне художники смогут обмениваться идеями и опытом, наблюдать за творчеством друг друга.

Отдельного слова заслуживает и попытка сделать искусство (выражаясь суровым языком рынка) рентабельным. Ведь глина и дерево – это не только материал для авторской работы, но и строительный. Можно заказать вазу, а можно и интерьер всего жилища, который, разумеется, будет эксклюзивным, продуманным, гармоничным. “А то ведь богатенькие строят много, но так безвкусно, - сетует Анатолий Кацук. – И город нас не жалует, не дает никаких заказов…”

А ведь раньше, в советскую эпоху, декоративно-прикладное творчество активно использовалось в оформлении помещений и улиц. Сегодня выпускники Мухинского, Строгановского училищ (во Владивостоке нет учебного заведения, которое бы выпускало прикладников) предоставлены сами себе. Вернее, были. Новый салон – первая ласточка, пусть и зимняя. А первая авторская выставка – Алексея Онуфриенко состоится все же весной.