Краб уходит на восток

Осенью 1996 года разразился шумный скандал вокруг задержания в российских территориальных водах промыслового судна, принадлежащего Дальневосточной государственной морской академии им. адм. Невельского, “Профессор Фролов”, который вел активную добычу краба у северо-восточного побережья Приморья. Резкие заявления пограничных властей, составивших протоколы по факту многочисленных выявленных нарушений, самостоятельные расследования, проведенные японскими и российскими журналистами, - все это отнюдь не стало откровением, а только лишний раз подтвердило давно известные вещи: “дикий” экспорт краба и других дорогостоящих морепродуктов не идет ни в какое сравнение с тем, что называется скромными терминами “квоты” и “лимиты”... ...Та история - с “Профессором Фроловым” - так и канула в Лету. Немудрено - деньги не любят шума. Тем более когда это большие деньги. И заработанные отнюдь не самым праведным путем. Статья, которую мы предлагаем сегодня вниманию читателей “В”, сделана совместно с нашими коллегами с Сахалина. Материалы, собранные в Приморском или Хабаровском крае, на Камчатке, также свидетельствуют - законы криминального дележа природных богатств действуют одинаково везде, в т. ч. и в цивилизованной и законопослушной Японии. Но море не делится на территориальные образования. Еще пара лет таких совместных усилий дальневосточных “добытчиков” - и на месте богатейшего некогда шельфа останется начисто протраленная пустыня...

5 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №91 от 5 март 1997

Осенью 1996 года разразился шумный скандал вокруг задержания в российских территориальных водах промыслового судна, принадлежащего Дальневосточной государственной морской академии им. адм. Невельского, “Профессор Фролов”, который вел активную добычу краба у северо-восточного побережья Приморья. Резкие заявления пограничных властей, составивших протоколы по факту многочисленных выявленных нарушений, самостоятельные расследования, проведенные японскими и российскими журналистами, - все это отнюдь не стало откровением, а только лишний раз подтвердило давно известные вещи: “дикий” экспорт краба и других дорогостоящих морепродуктов не идет ни в какое сравнение с тем, что называется скромными терминами “квоты” и “лимиты”...

...Та история - с “Профессором Фроловым” - так и канула в Лету. Немудрено - деньги не любят шума. Тем более когда это большие деньги. И заработанные отнюдь не самым праведным путем.

Статья, которую мы предлагаем сегодня вниманию читателей “В”, сделана совместно с нашими коллегами с Сахалина. Материалы, собранные в Приморском или Хабаровском крае, на Камчатке, также свидетельствуют - законы криминального дележа природных богатств действуют одинаково везде, в т. ч. и в цивилизованной и законопослушной Японии. Но море не делится на территориальные образования. Еще пара лет таких совместных усилий дальневосточных “добытчиков” - и на месте богатейшего некогда шельфа останется начисто протраленная пустыня...

Японо-российские политические разногласия кормят криминальные структуры

Весной 1994 года во время поездки в Саппоро наш корреспондент беседовал с владельцем ресторана в районе Сусукино, японец рассказывал: “У нас высокий спрос на дешевого краба. Цены настолько низкие, что совсем недавно трудно было себе такое представить. В мое заведение поступают исключительно живые, только что пойманные камчатские крабы из районов Южных Курил. Краб очень крупный, продаю по 5 тыс. иен за штуку...”

Резкое снижение цен на морепродукты в целом зафиксировано на японском рынке не случайно - в последние 3 года большинство рыболовных компаний российского Дальнего Востока заняты решением технических задач переоборудования имеющихся судов в краболовные.

Между тем в марте 1995 года на совещании сахалинских рыбопромышленников говорилось о снижении объемов добычи рыбы и морепродуктов. Вывоз краба и других валютоемких морепродуктов, по официальным данным, снизился за последние 3 года в 2,5 раза. В то же время сахалинские компании имели количество судов-краболовов, втрое превышавшее количество, необходимое для освоения научно-обоснованных льгот. Подобная ситуация и в Приморье, и на Камчатке.

В начале марта 1996 года Хоккайдский центр общих исследований провел сравнительный анализ состояния внешней торговли морепродуктами между Россией и Японией. В его основу положено сравнение сводных статистических отчетов Таможенного комитета РФ и Министерства финансов России за 1994 год с данными регионального управления таможни на Хоккайдо. Специалисты Хоккайдского центра пришли к заключению, что японские статистические данные по импорту морепродуктов на Хоккайдо превышают российские сведения по экспорту в 2-5 раз. Наиболее значительное расхождение отмечается в импорте краба из дальневосточных регионов России.

Простая арифметика позволяет сделать вывод, что только по двум видам морепродуктов - крабу волосатому и горбуше - от налогообложения было сокрыто более 1 миллиарда долларов США валютной выручки.

В настоящее время только на Сахалине работает более 150 компаний, занятых экспортом валютоемких морепродуктов, анализ деятельности которых показывает, что большинство этих компаний нарушает действующее таможенное и налоговое законодательство России. Японские бизнесмены, занятые торговлей морепродуктами, с тревогой отмечают случаи сдачи самок краба с икрой, что является грубым нарушением всех установленных в мире правил промысла морепродуктов.

По имеющимся сведениям, ряд японских документальных материалов о фактической сдаче морепродуктов в торговые фирмы Хоккайдо был направлен в российские органы прокуратуры, таможенного контроля, ФСБ и налоговой полиции. Однако громких разоблачений и уголовных дел не последовало, так как сведения были получены неофициальным путем и не могли являться доказательствами в суде.

Эксперты провели небольшое исследование механизма, используемого рыболовными компаниями для извлечения незаконных прибылей и выделили некоторые их приемы.

Использование скоростных судов. Этот трюк довольно старый и наиболее активно использовался в прошлые годы. Японские перекупщики, используя скоростные суда, встречаются с российскими браконьерами на российско-японской границе, перегружают добытые морепродукты и везут на Хоккайдо для дальнейшей перепродажи.

Можно сделать еще проще. Для этого надо выйти в море в территориальные воды России и подождать судно-компаньон, которое прошло все необходимые формальности и готово к заходу в гостеприимный японский порт. Встреча в море заканчивается перегрузкой товара. Такой прием применяется рыбаками, которые работают в российских терводах и не желают прерывать рабочий процесс для челночных рейсов в Японию.

Переловы морепродуктов. Неплохая лазейка для браконьеров - это переловы в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), которые очень сложно остановить из-за чрезвычайно слабого финансового и материально-технического обеспечения управлений рыбоохраны, морчастей ПВ РФ. Проверка отдельно взятого судна осуществляется не чаще 1-2 раз за рыболовный сезон.

Научный промысел. Значительное количество морепродуктов в Сахалинско-Курильском бассейне вылавливается в так называемых научных целях. Теоретически научный промысел существует для изучения миграции краба, либо для испытания новых снастей, щадящих природу. Но реальность, как правило, далека от науки, и в результатах проводимых исследований, как правило, заинтересован судовладелец, получивший “научную крышу”. Например, в 1995 году Ассоциация рыбопромышленников Сахалина (основной оператор в сфере “научного промысла”) получила квоту на контрольный (т. е. научный) вылов краба волосатого в объеме 500 тонн (!), хотя остальные сахалинские предприятия имели 480 тонн валовой квоты.

“Двойная бухгалтерия”. По японскому законодательству судно с грузом на борту, заходящее в порт, должно быть обязательно оформлено в грузовом отделе таможни по порту выхода. В противном случае груз признается контрабандным, а в случае с морепродуктами - браконьерским, и его приемка в Японии запрещена. Для обхода существующих правил российские фирмы-судовладельцы обеспечивают капитанов судов чистыми бланками портклиренсов с проставленными оригинальными печатями таможни. По прибытии в японский порт капитан судна заполняет бланк в соответствии с фактическим весом груза на борту и предъявляет его властям. Здесь используется разница в таможенных требованиях в России и Японии. Портклиренс для российской таможни - не документ, а ни к чему не обязывающая бумажка, которая непонятно зачем нужна японским таможенникам. Для нашей таможни основным документом являются таможенная декларация и грузовой манифест, значение которых остается загадкой для японской таможни.

Укрытие валюты. Основными отчетными документами капитана судна (фирмы-судовладельца) о вылове лимитов морепродуктов и цене, по которой они были проданы японской фирме-приемщику, являются приемо-сдаточные акты, которые составляются и подписываются по обоюдному согласию сторон во взаимовыгодной форме. Главной задачей при составлении таких документов является уход от обязательных госпошлин и налогов. В Россию переводится в лучшем случае та валютная выручка, которая показана в приемо-сдаточных актах - единственных документах, предъявляемых для отчета перед службами рыблова и налоговой инспекцией. Остаток валютной выручки, а точнее основная ее часть, остается на личных или подставных счетах судовладельцев в различных странах либо получается ими в виде наличной валюты.

Законное беззаконие

Несовершенство российского законодательства приводит к тому, что фактически ведется бесконтрольный вылов морепродуктов в территориальных водах России, омывающих Курилы и Сахалин, затем продукция вывозится в Японию, где декларируется как добытая в ИЭЗ. Однако если японские власти достаточно ревниво относятся к нарушителям и стараются пресекать попытки контрабанды, то Южная Корея открывает свои “ворота” для всех желающих. В южнокорейских портах имеют место случаи заходов российских кораблей, не имеющих документов о пересечении российской границы. Это не совсем вписывается в рамки пограничного режима Республики Корея, но местные власти просто закрывают глаза на такие “мелочи”.

О существующих пробелах в российских законах неоднократно говорили все заинтересованные организации. Однако Москва далеко, и, по всей видимости, российские правительственные чиновники имеют личные интересы в продлении правового беспредела. И встречаются факты, когда представители руководства рыбной отрасли России принимают решения, противоречащие законам. Роскомрыболовство зачастую выделяет квоты на промысел рыбы и морепродуктов в экономзоне России, совершенно точно зная, что эти компании необходимого флота не имеют и ничего ловить не будут. Вместе с тем у таких предприятий всегда есть возможность найти иностранного покупателя на выделенную квоту, т. е. на “рыбу в воде”, и продать ее за валюту. При этом ряд рыбопромышленных предприятий простаивает без квот на промысел, не имея возможности оплачивать содержание судов и экипажей.

Уже сейчас можно сказать, что эта сфера наиболее притягательна для криминальной среды. По имеющимся данным, уголовные авторитеты держат под своим контролем практически весь процесс, от распределения квот в Госкомрыболовстве до реализации продукции на японском рынке и распределения прибыли, значительная часть этих средств идет на финансовое укрепление и сближение криминальных структур России и Японии, которых не интересуют ни политика, ни экология. Контрабанда - это не только морепродукты, в японских судах уже рассматривались уголовные дела о краже престижных автомобилей, угоняемых японскими преступными группировками по заказу российских мафиози. В целом между криминализацией рыболовного промысла в российской экономзоне, эскалацией наркобизнеса и контрабанды оружия в страны АТР, бизнесом подержанными автомобилями существует прямая связь, что отмечается полицейскими службами Японии и Южной Кореи.

Проблема варварского промысла в российских терводах может быть решена путем заключения японо-российского соглашения о безопасном промысле на платной основе в районе Южных Курил.

Пока же известные политические разногласия между странами способствуют укреплению транснациональных преступных группировок и оказывают губительное воздействие на природные богатства.

Вместо послесловия

Предвидим негодующие восклицания читателей: “Да что же это происходит?! Доколе будут грабить национальные богатства? И неужели власти об этом не знают?!”

Знают. Прекрасно знают в комитете по рыболовству администрации Приморского края, соответствующих службах и подразделениях погранокруга, региональной таможни, краевых управлений МВД и ФСБ. Как знают и то, на какие деньги растут как грибы коттеджи и приобретаются джипы, открываются счета и покупается недвижимость за рубежом.

Почему не принимаются меры? Вопрос праздный и риторический. Ведь стрелочников-то периодически наказывают - то один сейнер поймают, то другой... А большие деньги - они шума не любят...

При подготовке материала использованы архивы Сахалинского информационно-аналитического агентства.

Автор: Отдел новостей “В”