Между Рождеством и Крещением. Сможет ли приморская энергетика выдержать еще... и сибирские морозы?

Звонок в милицию. Пожилая женщина в трубку выкрикнула: "Если сейчас же не включите свет, подорву себя и весь дом". Ей в ответ: "Бабушка, скажите адрес, мы тут же подадим вам электричество". Через несколько минут наряд милиции входил в квартиру старушки. Конечно, никакого взрывного устройства у нее не было. Просто довели пожилого и больного человека. Вот она и пригрозила неприятностями всем остальным.

10 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №909 от 10 янв. 2001
Звонок в милицию. Пожилая женщина в трубку выкрикнула: "Если сейчас же не включите свет, подорву себя и весь дом". Ей в ответ: "Бабушка, скажите адрес, мы тут же подадим вам электричество". Через несколько минут наряд милиции входил в квартиру старушки. Конечно, никакого взрывного устройства у нее не было. Просто довели пожилого и больного человека. Вот она и пригрозила неприятностями всем остальным.

Этот частный случай можно считать комическим недоразумением, если бы не глубина всей проблемы. Жителей Приморья довели до отчаяния многочасовые (от 12 до 18 часов) отключения электроэнергии в течение всей прошлой недели. У некоторых одновременно пропадали тепло и горячая или холодная вода. Терпению людей приходит конец. То, что в понедельник и вторник в крае практически не гасили свет в жилых домах, не должно вводить приморцев в заблуждение. Вчерашний снегопад и резкое похолодание лишь усугубят ситуацию.

Срыв работы энергетического комплекса произошел, как известно, из-за череды аварий на "ЛуТЭКе". В первых числах января здесь то ломались роторные экскаваторы, то мощные краны падали и выводили из строя железнодорожную ветку, то свищи образовывались в котлах станции, то самовозгорался уголь в котлованах разреза. Приморская ГРЭС тогда потеряла нагрузку в 500 мегаватт, а этого хватает для нормального обеспечения всей промышленности и транспорта в крае. Плюс к этому регион придавило рождественскими морозами, и потребление электричества резко возросло.

Чтобы спасти край, пришлось помимо перетоков из Хабаровского края и Амурской области в запредельных объемах вводить в действие все резервные мощности Владивостокской ТЭЦ-2, Артемовской ТЭЦ и Партизанской ГРЭС. Однако просто так ничего не дается. За минувшие две недели были сожжены в топках все созданные на зиму запасы угля, сейчас его имеется на складах 29, 8 и 3,5 тысячи тонн соответственно. Этого катастрофически мало, учитывая предстоящие крещенские морозы. Теплоэлектроцентрали потребляют сейчас уголь “с колес” – спасибо приморским шахтерам за их поистине героический труд. Тем не менее на собственных углях такую нагрузку держать на энергетических станциях южного Приморья невозможно. Необходимы поставки из-за пределов края. И они до последнего времени стабильно велись, причем зачастую шахтеры Читинской и Иркутской областей отгружали свою продукцию в долг под гарантии РАО “ЕЭС России” и администрации края. Но в последние дни добыча и отгрузка твердого топлива для “ЛуТЭКа” и “Дальэнерго” резко сократились. Сибирь и Забайкалье прихватило морозами от минус 45 градусов и ниже. Замедлилась работа коллективов Харанорского, Азейского, Черемховского разрезов. Хотя в нынешней ситуации они должны отправлять на Дальний Восток не по одному, а по два маршрута ежесуточно. К тому же за время в пути уголь в вагонах смерзается до основания, и требуются дополнительные усилия для его выгрузки на месте назначения.

Тем не менее принятые меры не позволили разрастись коллапсу в Приморье: удалось сохранить котельные, бойлерные, трансформаторные и насосные подстанции, а это тепло и вода. Да, застыла на время промышленность, настоящее затемнение применялось в городах и поселках, однако энергетика не рухнула. А была близка к этому. Невероятные усилия пришлось приложить ремонтникам, эксплуатационникам, шахтерам, железнодорожникам. Люди без отдыха трудились на восстановлении плановой добычи и транспортировки угля на Лучегорском разрезе.

Перед лицом общей опасности пришлось объединить усилия краевой администрации (первый вице-губернатор Константин Толстошеин), РАО “ЕЭС России” (заместитель председателя правления Анатолий Копсов), региональной компании “Востокэнерго” (руководитель Владимир Рудь), “Дальэнерго” (генеральный директор Юрий Лихойда). Они провели ряд совещаний в Лучегорске и Владивостоке по поиску путей для выхода из кризиса. По итогам этих встреч принято несколько принципиальных решений. Будет усилен кадровый состав Лучегорского угольного разреза. Изменится подход к выделению финансовых и материальных ресурсов “ЛуТЭКу”. Приобретению новой техники будет отдан приоритет. Решается вопрос по обеспечению компании запасными частями. Уже сделаны заявки для нескольких предприятий в центральных регионах страны. Будет оказываться помощь деньгами. Кроме того, предприняты меры оперативной помощи. “Дальэнерго” направило в Лучегорск около 2 тысяч тонн мазута для “подсветки” угля, краевая администрация решает вопрос с выделением дополнительных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и большегрузных самосвалов. Администрация Владивостока оказывает помощь предприятиям “Приморскугля”.

P.S. Во вторник днем, когда этот материал был готов к печати, в крае вновь начались отключения света. Дефицит электричества составил 200-220 мегаватт, и в очередной раз из-за сбоев в работе Приморской ГРЭС. В первую очередь обесточили промышленные предприятия по десятой очереди, в основном - должников за потребленные тепло и электричество. Но этого оказалось недостаточно. И потому стали гасить социально-бытовых потребителей. Видимо, новый виток кризиса быстро не закончится. Мощный снегопад в крае ухудшит работу местных угольных разрезов.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"