Вниз по шахте, ведущей наверх
Жители самого большого во Владивостоке района – Первомайского, которые заранее не запаслись продуктами к праздничному столу и дотянули до последнего с покупкой елки, вынуждены были тащить все это наверх на себе, даже если живут на двенадцатом этаже. Лифтеры предприятия “Юлан”, обслуживающего первомайцев, с 28 декабря объявили бессрочную забастовку. На сегодняшний день остановлена большая часть лифтов района. Главные требования: достойная оплата труда, перевод в конкурирующую фирму – “Примлифтремонт”.
Но не торопитесь обвинять строптивых бунтовщиков за их коварный новогодний сюрприз. “Нарыв” зрел давно. Зарплата лифтеров не индексировалась с 1996 года. Интересно, что обездоленными чувствуют себя работники не только “Юлана”, но и “Примлифтремонта”, у которого в ведении эксплуатация и техническое обслуживание лифтов муниципального жилья остальных четырех районов города. Уже предпринимались разные отчаянные попытки привлечь внимание к своей работе, связанной с ответственностью за безопасность людей, ночными дежурствами, контактом со сложным электрооборудованием, но при этом настолько малооплачиваемой, что уборщицы и дворники при их низкоквалифицированном труде имеют больше.
В городской администрации недавно подписано постановление об увеличении финансирования муниципального заказа по обслуживанию лифтов. Решение прежде всего связано с тем, что теперь горожане по этой статье будут платить больше, хотя можно предположить, что и бунты лифтеров сыграли свою роль. Теперь, как подсчитано, их доходы увеличатся на 67 процентов. Средняя зарплата, куда входят ночные и всевозможные переработки, без которых получались бы вообще копейки, перешагнет за тысячу. Но и такая сумма, согласитесь, тоже достатка в дом не принесет и мало скрасит полунищенское существование.
Собственно, не только лифтеры, но и в целом лифтовое хозяйство города явно обделено вниманием. И это с какой точки зрения ни посмотри.
С высоты последнего этажа
Если приходится подниматься наверх пешком, по пути успокаиваешь себя тем, что это полезно. Но всем ли?
85-летняя бабушка, согнувшись, осторожно спускалась с восьмого этажа, будто с Эвереста. Ей стыдно без конца просить об одолжении соседей, вот и отправилась сама за буханкой хлеба. Как на грех, на верхних этажах дома № 17 по Народному проспекту большинство таких же глубоких стариков, и они на своей верхотуре чувствуют себя отрезанными от мира. Лифт не работает несколько лет, он требует замены. Но никто не может сказать, когда случится такой праздник. Бабульки сочиняют письмо в “Поле чудес”, надеясь на здоровый оптимизм Якубовича. Похохмит по этому поводу на всю страну, глядишь, и сдвинется их беда с мертвой точки.
На сегодняшний день по городу стоит 664 лифта – четвертая часть. Как минимум сотня из них замерла уже много лет назад. Запчасти для устаревших лифтов не выпускаются, электрооборудование изношено до предела, поэтому их надо только менять. Но за последнее время таких покупок у города было немногим больше десятка.
Что касается ремонта, то прорыв был сделан нынешней весной, когда “Примлифтремонту” удалось запустить 300 лифтов, в основном разграбленных металлистами. В частности, и тех, с которых были украдены тормозные катушки с вожделенной для добытчиков медью. Пришлось наладить свое производство таких катушек, надобности в котором прежде не возникало.
Чаще поломанные лифты возвращаются в строй через несколько месяцев, но и тут положение хронически тяжелое. В итоге получается, что можно по городу ездить на машине, а потом, забыв о “крутизне”, - никуда не денешься - плестись на своих двоих с вещами до верхнего этажа. Вот так всего лишь неработающий лифт отбрасывает нас далеко назад от цивилизованного образа жизни.
А лифтер поднимается до крыши
Лифтеру приходится следить не только за теми лифтами, что в строю, но и за находящимися на приколе. И обход их он тоже делает несколько раз за смену.
Когда-то пассажиры могли путешествовать с этажа на этаж только в сопровождении специально обученного человека. Это объяснимо: лифт представляет собой сложное техническое сооружение. Но потом это сооружение стало доступно каждому, что усугубило проблемы, связанные с его эксплуатацией.
Лифтер должен быть квалифицированным специалистом, пройти учебу на 6-месячных курсах, иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй, каждый год проходить аттестацию, от него требуется знать особенности устройства разных типов лифтов, уметь пользоваться световой и звуковой сигнализацией, ориентироваться в расположении предохранительных устройств – служебная инструкция довольно длинная. Особое место в ней отведено обязанностям лифтеров при эвакуации пассажиров. Для Владивостока с тотальными отключениями электричества эта экстремальная для других городов ситуация является вполне обыденной. И тут от обслуживающего персонала требуется ко всему прочему быть психологами и даже медиками, уметь оказать пассажирам первую медицинскую помощь. Поэтому валерьянка в кармане лифтера – такая же необходимая для работы вещь, как веник или тряпка для уборки кабин и машинных отделений. Застрявшие в лифте нередко бьются в истерике, кто-то рыдает навзрыд, а один мужчина, как мне рассказали, опаздывал на самолет и от бессилия и злости чуть не разобрал по частям всю кабину.
Но мало кто знает, что во время эвакуации и сами лифтеры на грани того, чтобы биться в истерике. Тяжеленную кабину приходится тащить “на пупе” до верхнего этажа. Свою позу в этот момент женщины определяют, как в фильме про национальную охоту: “Жить захочешь – раскорячишься”. Одной рукой надо вращать штурвал, а ногой растормаживать лебедку, иначе ничего не получится. По инструкции эту операцию должны проводить два человека, но всегда ли порядок соблюдается? Вот и расходятся швы после операций, наживаются всевозможные болячки.
Работа вроде бы простая и мирная, но на самом деле женщины постоянно рискуют. У одной из моих собеседниц оказалось десять швов на голове – искусала ранним утром при обходе собака. Такие обходы владений связаны с посещением машинного отделения, расположенного где на последнем этаже, где на чердаке, а где и на крыше. Там в журнале надо оставить свою роспись через каждые два часа. На чердаках часто приходится встречаться с бомжами, наркоманами, да мало ли с какими еще подозрительными личностями… По действующим до ноября расценкам за один ночной час лифтеру доплачивали 50 копеек. Кто за эту сумму согласится просто выйти на улицу, не говоря уже о вылазке на крышу?
Взгляд со стороны
У сотрудниц Дальневосточного филиала научно-исследовательского института труда тоже была возможность посмотреть на проблему с высоты. Они занимались нормированием труда лифтеров и тоже добирались до машинного отделения. В разных домах для этого требуется разное время. Если это отделение на крыше, то приходится пролезать через люк. Стоя на вибрирующей лестнице или скобах на стене, необходимо открыть замок, поднять тяжеленную крышку люка и только потом выбраться наверх. Был случай, когда пожилая женщина, устроившись на работу, в первый же день получила этой массивной крышкой по голове, после чего надолго залегла в больницу. Проектировщики не думали, что по крышам будет лазить слабый пол. Но кто же еще? Если в доме, допустим, четыре подъезда, то за смену пролезать в люк приходится больше тридцати раз!
Тогда лифтеры начинают облегчать себе задачу и из подъезда в подъезд переходят по крыше. Одна из самых смелых сотрудниц НИИ труда тоже попробовала проделать такую процедуру (по-честному фиксировала затраты времени), но как раз ветер был настолько сильный, что ее чуть не сдуло вниз. От страха она распласталась на крыше и дала себе зарок никогда больше не совершать таких отчаянных поступков.
В филиал НИИ труда меня привело стремление получить комментарий по поводу правомерности приказа генерального директора ООО “Юлан” Георгия Пантелеева о переводе лифтеров и электромехаников на сдельную систему оплаты труда - “для повышения эффективности обслуживания лифтов” (приказ этот вызвал бурный протест в коллективе). Эффективность – хорошо, но как же безопасность пассажиров? Вряд ли ее может гарантировать принцип: “чем больше обслуживаемых лифтов, тем больше оплата обслуживающего персонала”. В отмененном несколько лет назад отраслевом положении оговаривалось, что за одним лифтером-обходчиком не может быть закреплено более шести лифтов при общем количестве шахтных дверей не более 40. Сейчас определение количества персонала отдано на откуп эксплуатирующей организации с учетом местных условий. Насколько учитываются эти условия?
Старший научный сотрудник Евгения Антонова считает, что нельзя всем лифтерам под одну гребенку устанавливать одинаковые нормы. Выделяется несколько групп домов, условия работы на которых совершенно разные. Во время своего обследования ученые сделали такую градацию, и ее можно перенести на другие микрорайоны.
Евгения Александровна не сомневается, что у лифтеров есть все основания бороться за свои права. По единому тарифно-квалификационному справочнику эту категорию рабочих никак нельзя отнести по оплате к низшим разрядам в связи со сложностью их труда, необходимой для обслуживания лифтов квалификацией, возложенной ответственностью, сопутствующим риском.
Чаще держатся за неблагодарную работу от беспомощности и безысходности, а еще потому, что это – их дело. Но отдавшие ему десятилетия, а то и всю жизнь никак не могут взять в толк, почему этого никто не ценит? В очереди ведь никто не стоит, потому что молодые да здоровые ищут более легкой доли.
С “колокольни” руководства
Генеральный директор “Примлифтремонта” Александр Филин согласен, что если на лифтера “повесить” больше шести лифтов, то он просто не в состоянии будет выполнить все, что обязан по инструкции. Норму можно было бы увеличивать, будь оборудование новым, но сейчас техническое состояние лифтов, наоборот, ухудшается, ведь несколько лет в них практически не вкладывалось денег. Неимоверно возрастает нагрузка на работников из-за бесконечных перебоев со светом.
Было бы хорошо держать на каждом подъезде отдельного лифтера, чтобы был постоянный контроль. Но самый лучший выход – это современные системы диспетчеризации. Пока только часть домов Владивостока подключены к пультам, и только три диспетчерские – из нового поколения, которые позволяют тут же обнаружить появление посторонних лиц в шахте или машинном отделении. Это необходимо, потому что дети забираются в шахту лифта и катаются, прицепившись к кабине, да и за воришками нужен глаз да глаз.
Большой экономический эффект ожидается от введения в строй диспетчерской на 86 лифтов в районе Карбышева. Блоки для нее уже закуплены, теперь задача приобрести сопутствующие материалы.
Но тем не менее никуда не деть дома-одиночки, расположенные где-нибудь на отшибе. Их ни на какую диспетчерскую не замкнешь и дополнительную нагрузку обслуживающему лифтеру тоже не дашь. Под крышей “Примлифтремонта” 62 таких дома. Естественно, что в усредненные нормы содержания лифтов они не вписываются и находятся на дотации предприятия.
Можно было бы подумать, что с ростом платы жильцов за пользование лифтом улучшится финансовое положение эксплуатирующих организаций. Однако с повышением зарплаты лифтеров и увеличением налогов, как разложил по полочкам Александр Иванович Филин, в процентном отношении вклад горожан в финансирование лифтового хозяйства даже уменьшится.
…Бывает, заходишь в подъезд, вызываешь лифт… и не осмеливаешься зайти в дребезжащую кабину. Такую допотопщину могут подать “под посадку” даже в новом респектабельном доме. Но дай бог, чтобы это “чудо техники” служило владивостокцам верой и правдой еще много лет и не было неожиданно снято с эксплуатации, как несколько лет назад лифты-полуавтоматы. Многим из них до сих пор нет замены.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"