Героин, уран и другие достижения отдела «А»
Сейчас в средствах массовой информации нередко можно встретить различные истории, рассказы и байки о работе Федеральной службы безопасности и ее подразделений. Можно услышать и прочесть всякое. Зачастую работникам этой службы приписывают то, чего нельзя прочесть даже в самых страшных детективах. Мы же сегодня на реальных фактах расскажем о деятельности и достижениях только одного отдела УФСБ РФ по Тихоокеанскому флоту. Его можно назвать самым молодым, но вместе с тем за время своего существования его сотрудники смогли добиться многого. “В” много раз рассказывал об оперативных мероприятиях, проведенных его сотрудниками, но ни тогда, ни сейчас, к сожалению, мы не можем назвать их имен и фамилий, а ведь многие из них награждены за свою работу орденами и медалями. Не можем мы также точно назвать и сам отдел, поэтому просто обозначим его литерой “А”.
Сейчас в средствах массовой информации нередко можно встретить различные истории, рассказы и байки о работе Федеральной службы безопасности и ее подразделений. Можно услышать и прочесть всякое. Зачастую работникам этой службы приписывают то, чего нельзя прочесть даже в самых страшных детективах. Мы же сегодня на реальных фактах расскажем о деятельности и достижениях только одного отдела УФСБ РФ по Тихоокеанскому флоту. Его можно назвать самым молодым, но вместе с тем за время своего существования его сотрудники смогли добиться многого. “В” много раз рассказывал об оперативных мероприятиях, проведенных его сотрудниками, но ни тогда, ни сейчас, к сожалению, мы не можем назвать их имен и фамилий, а ведь многие из них награждены за свою работу орденами и медалями. Не можем мы также точно назвать и сам отдел, поэтому просто обозначим его литерой “А”.
В конце 1989 года перед комитетом государственной безопасности была поставлена задача - создать на местах отделы, в обязанности которых входила бы борьба с организованной преступностью, контрабандой и коррупцией. Практически сразу такое подразделение было создано в УФСБ РФ по ТОФ. Вначале в его состав входило всего три оперативных работника, однако уже в первые месяцы работы они показали, на что способны. Оперативникам удалось провести операцию, в результате которой был найден и возвращен 31 пистолет Макарова, похищенный со склада одной из воинских частей, дислоцированных в Приморье.
Всего за время существования отдела его сотрудниками и работниками других подразделенний по линии работы отдела “А” было изъято 220 единиц стрелкового, в основном автоматического, а также специального оружия, 528 гранат, около 250 килограммов взрывчатых веществ, около 50 тысяч патронов различного калибра, четыре гранатомета и восемь зенитно-ракетных комплексов. Также в ходе операций изъято более 200 килограммов различного рода наркотиков, сильнодействующих и психотропных веществ и, в частности, самая большая в истории России на тот момент партия героина – более восьми килограммов. Предотвращен вывоз материальных ценностей и военного имущества, а также возвращено в государственный бюджет денежных средств более чем на 1 миллиард рублей. Кроме этого государству возвращено 35 кг серебра и 1,8 кг платины. Кроме того, изъято около 5,5 кг радиоактивных веществ.
В 1994 году произошло событие, которое вошло не только в историю отдела, но и службы безопасности всей страны. Именно тогда в результате продуманной до мелочей операции было задержано более 8 кг чистейшего героина.
Немногие жители прекрасного здания, которое все владивостокцы именуют “монолит”, знают, что начиналась эта операция именно там. Тогда на строительство “монолита” прибыл корейский гражданин Чой Чен Су. На первый взгляд, это был самый обыкновенный кореец. Но позже выяснилось, что вместе со своим коллегой Ким Ин Чолом он работал, как говорится, “на хозяина”.
Весной того же года, осмотревшись, Чой начал усиленно искать во Владивостоке контакт с представителями “темных” структур. Приобретя очень интересные знакомства, он предложил своим новым партнерам сногсшибательную сделку. На кон он выставил восемь кг героина.
Как и полагается в таких случаях, представителем “русской мафии” был сотрудник отдела “А”. После доклада начальству было решено вести переговоры и подключить к работе управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Приморья.
Во время переговоров корейцам предоставляли шикарные машины, показывали дорогие офисы, представляли телохранителей. Зачастую и наши оперативники замечали за собой “хвост”. За всю партию, цена которой в то время на мировом рынке наркотиков составляла 1,5 миллиона долларов, наши бизнесмены попросили всего 450 тысяч. Также они сообщили, что эта сделка лишь покупка доверия, а на родине своего часа ждет еще как минимум две тонны такого же порошка.
Местом сделки был выбран “домик Ким Ир Сена” на погранпереходе “Хасан - Туманган”, личный состав которого по легенде был “куплен” мафией. 8 июня крутой владивостокский мафиози с телохранителями и корейскими партнерами прибыл на заставу. И вот вскоре на мосту, связывающем два государства, появился человек. Им оказался Ким, который принес малую партию товара. После того как эксперт сделал анализ, он еще раз перешел границу и вернулся с основной частью товара. Тут-то и прозвучала в эфир кодовая фраза “Товар хороший. Будем брать”. Торговцы буквально оторопели, когда в комнату ворвались несколько крепких парней, а недавние партнеры и их охрана превратились в сотрудников спецслужб.
После рассмотрения, а затем и пересмотра дела Хасанский районный суд приговорил корейцев к восьми и девяти годам лишения свободы.
Еще раз “монолит” попал в поле зрения сотрудников отдела “А” в 1995 году. На этот раз гражданин КНДР, работавший на этой стройке, хотел не продать, а купить. И приобрести он надеялся не что иное, как секретный подводный автомат российских спецслужб. И вновь представители “русской мафии” из отдела “А” разработали и провели всю операцию так, что “корейский комар” носа не подточил. Покупатель смог понять, с кем он имеет дело, только тогда, когда он был задержан при покупке секретного оружия. К сожалению, после этого он был всего лишь выдворен из страны на родину.
В тот же год была проведена еще одна операция, в результате которой изъята крупная партия контрабандных наркотиков. Многие в нашем городе помнят скандал, связанный с госпитальным судном ТОФ “Иртыш”. На нем в страну из Вьетнама члены экипажа пытались ввезти около 70 кг марихуаны. И опять на пути контрабанды стали сотрудники отдела “А”. Кроме наркотиков на борту “Иртыша” было изъято два боевых пистолета.
Но не только контрабандному ввозу в страну различных вещей препятствовали оперативники отдела. Совместно с работниками Дальневосточного таможенного управления на одном из погранпереходов на российско-китайской границе была задержана партия из 58 торпедных двигателей. Эти агрегаты одна из частных компаний, которые в последние годы стараются все что ни попадя вывезти за рубеж, пыталась вывезти в Китай под видом двигателей внутреннего сгорания.
В канун выборов 1995 года у офицера морской пехоты сотрудники отдела при попытке продажи изъяли около 6 кг пластида – самой сильной на сегодня взрывчатки. Надо сказать, что взрывчатое вещество хранилось у врача военного госпиталя, человека, который призван предотвращать и лечить последствия взрывов, а не способствовать им. О предназначении этого товара можно делать различные выводы. Сама же операция проводилась в предельно сжатые сроки и была закончена за день до выборов.
Однако работа сотрудников отдела “А” не ограничивается конкретными объектами флота. Кроме этого они обеспечивают безопасность на прилегающих территориях. О такой работе свидетельствует операция, проведенная совместно с работниками УБОП при УВД Приморья сразу в двух районах края. В поле зрения работников УФСБ по ТОФ попали торговцы оружием, которые пояснили, что весь товар идет из Черниговки, где расквартирован вертолетный полк. И тогда один из офицеров отдела “А” прибыл на место и сошелся с начальником боепитания этой части. Ему он представился чеченцем, который готов купить все, что имеется. После предварительных переговоров сюда и прибыла группа захвата. Взяли его, как говорится, тепленьким, прямо дома. Когда во время заключения сделки в квартиру ворвались люди в камуфляже и масках, офицер в буквальном смысле оторопел, сидя на кровати и сжимая в руках мешочек с патронами. А дома он хранил целый арсенал. Здесь были патроны, гранаты, взрывчатка, детонаторы, пистолеты-ракетницы, штык-ножи. Причем все это он хранил… в детской, под кроватью своего сына.
В тот же день на окраине Черниговки была взята еще одна троица торговцев, желавших сбыть спецвинтовку. При досмотре в гараже и на квартире у них было изъято несколько гранат, тротиловые и тетриловые шашки. Ночью того же дня в Хороле был задержан криминальный авторитет местного пошиба, также продававший оружие. Правда, на этот раз к продаже предлагалась американская винтовка “М-16”.
Нельзя не рассказать и еще об одной операции, которая так же, как и “героиновое дело”, прогремела на всю страну. Она разрабатывалась и длилась почти год и закончилась в центре Владивостока. Оперативники вышли на группу жителей Владивостока, желавших обогатиться за счет… урана. И опять начались переговоры. Оперативники выяснили, что в состав группы входят четверо жителей краевого центра. Также установили и приблизительный вес опасного товара – около двух килограммов. Оговорили и общую сумму сделки, она составляла 300 тысяч долларов. В конце концов договорились, что перед основной партией будет, как водится в таких случаях, совершена покупка доверия – 45 тысяч “зеленых” в обмен на 260 граммов урана. В назначенное время к магазину “Изумруд” подошел довольно невзрачный мужчина с тяжелой сумкой, в которой и был товар - свинцовый контейнер с ураном. Здесь и произошло задержание коробейника. Еще двоих торговцев взяли на квартирах. Что касается товара, то в контейнере оказались действительно таблетки обогащенного урана для гражданских реакторов.
Рассказанное - это только те малые эпизоды, о которых сейчас уже можно вспоминать. А сколько еще остается за кадром?
Автор: Федор ГУРКО, "Владивосток"