Новый век требует нового флота

В год своего 70-летия колхоз “Приморец” имеет десять добывающих и перерабатывающих судов, выпускающих продукцию как на внутренний, так и на внешний рынок. Представители почти всех экипажей предприятия приняли участие в торжествах по случаю юбилея. Только БМРТ “Посейдон” находится сейчас в море на промысле сельди, для всех остальных траулеров в канун Нового года выпало время передышки.

22 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №902 от 22 дек. 2000
В год своего 70-летия колхоз “Приморец” имеет десять добывающих и перерабатывающих судов, выпускающих продукцию как на внутренний, так и на внешний рынок. Представители почти всех экипажей предприятия приняли участие в торжествах по случаю юбилея. Только БМРТ “Посейдон” находится сейчас в море на промысле сельди, для всех остальных траулеров в канун Нового года выпало время передышки.

Есть в летописи “Приморца” такой эпизод. Объединившись по берегам бухты Майтун близ Шкотово, рыбаки через несколько лет - в 1935 году начали переселение в давно привлекавшую их удобную бухту Подъяпольского. Колхозники разбирали по бревнам свои дома, грузили на катера и переправляли их на новое место жительства. Вот так возник рыбацкий поселок Подъяпольское, который все эти годы жил одной судьбой с “Приморцем”.

История рыболовецкого колхоза – это прежде всего история развития его флота. Еще перед войной парусный флот стал сменяться моторными судами, с 1952 года начали поступать океанские и рыболовные сейнеры постройки ГДР, немногим позже – сейнеры неограниченного района плавания. В последние годы, уже при нынешнем председателе Петре Гордиенко построены СТР “Подъяпольск” и РПРС “Приморье”, приобретено несколько судов у других предприятий.

- С купленными старыми судами намучились мы изрядно, - рассказывает Петр Николаевич. – Ведь их все равно приходится реанимировать, вкладывать большие средства в техническое перевооружение. Но то, что мы вовремя избавились от нерентабельных и не обеспеченных квотами судов, основные усилия направили на обновление флота, сократили затраты на береговых участках, позволило коллективу выстоять в самое трудное время, сохранить целостность колхоза.

“Приморцу” удалось избежать черных дней кризиса и остаться одним из лучших рыбодобывающих предприятий края. По мнению вице-губернатора Владимира Сидорова, принявшего участие в юбилейных торжествах, немалая заслуга тут руководства, для которого на первом месте отнюдь не личная корысть.

Третий год колхоз работает без убытков, часть прибыли была поделена между колхозниками на долевые паи. Но в нынешнем году всю полученную прибыль планируется направить на развитие производства. Ведь если не строить новые суда, то их буквально лет через пять останется уже половина. “Приморец” стоял у истоков проекта 13720 – современного без всяких оговорок, отвечающего всем международным требованиям. Проект буквально выстрадан колхозными специалистами вместе с проектировщиками из Санкт-Петербурга, долевое участие “Приморца” в этой программе уже составило $250 тысяч. Самым сложным делом оказалось решить вопрос финансирования строительства. Одновременно рассматривается несколько вариантов, но наиболее реальный связан с сотрудничеством с Испанией. Строить cуда планируется в Санкт-Петербурге на Северной верфи, и потом по лизингу новенькие красавцы будут переданы колхозу, который за предоставленные кредиты должен будет рассчитаться в течение 12 лет. Речь идет о четырех процессорах, на которых можно будет выпускать качественную конкурентоспособную продукцию.

Именно от того, как будет обновляться флот, считает председатель Гордиенко, зависит развитие рыбообработки, береговой инфраструктуры и в целом будущее колхоза, который обеспечивает благосостояние большинства семей, живущих в Подъяпольском.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"