Вокзал для трех тысяч пассажиров
Около 100 лет назад стал действовать самый длинный в мире (непревзойденный до сих пор) международный железнодорожный пассажирский маршрут от Владивостока через Харбин и Москву до Парижа. В конце 50-х годов из города нашенского пошли поезда в столицу Китая – Пекин. Несколько лет назад дважды в неделю стали курсировать международные вагоны из Владивостока до Харбина, готовится к реализации проект запуска поезда из краевого центра до китайского города Муданьцзян. Все эти составы, что в начале века, что сейчас, идут через станцию Гродеково, расположенную неподалеку от российско-китайской границы. Поэтому местный вокзал всегда служил визитной карточкой нашей страны.
Около 100 лет назад стал действовать самый длинный в мире (непревзойденный до сих пор) международный железнодорожный пассажирский маршрут от Владивостока через Харбин и Москву до Парижа. В конце 50-х годов из города нашенского пошли поезда в столицу Китая – Пекин. Несколько лет назад дважды в неделю стали курсировать международные вагоны из Владивостока до Харбина, готовится к реализации проект запуска поезда из краевого центра до китайского города Муданьцзян. Все эти составы, что в начале века, что сейчас, идут через станцию Гродеково, расположенную неподалеку от российско-китайской границы. Поэтому местный вокзал всегда служил визитной карточкой нашей страны.
15 декабря "визитная карточка" получила новое обличье. Здесь в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию современный вокзальный комплекс. Он представляет собой двухэтажное здание с оригинальным архитектурным решением. За основу взят вокзал 1953 года постройки, расположенный по соседству с первым деревянным вокзалом 1903 года, – теперь это памятник архитектуры и охраняется государством. Каменное строение не отвечало требованиям международного стандарта, не справлялось с пассажиропотоком. Только в прошлом году через него проследовало 160 тысяч (!) человек. И если 10 лет назад желающие проехать в соседнюю страну сутками ожидали своей очереди, жили на близлежащих пустырях и ночами жгли костры, то теперь туристические группы нескончаемым потоком следуют через границу. Каждый день таможенные, пограничные, железнодорожные службы оформляют по 1,5-2,5 тысячи российских и иностранных граждан. И все это в стесненных условиях.
Поэтому по решению руководства Дальневосточной железной дороги было построено новое здание общей площадью более 2 тысяч квадратных метров. Проект выполнен специалистами хабаровского института “Желдорпроект”, а в металле, бетоне, стекле и современных отделочных материалах его воплощали в жизнь коллективы строительно-монтажных поездов 412 и 409, фирм по монтажу и наладке оборудования “Автоматика” и “Амурлифт”. Красивый комплекс возвели, оснастили мебелью и оборудованием, сдали под ключ всего за 15 месяцев. Здесь разместились зал ожидания, технологическая линия по обслуживанию пассажиров, операционный зал таможенного досмотра (включая установку “Янтарь”) и пограничного оформления клиентов, билетные кассы, туалеты и многое другое. Старое здание по соседству полностью модернизировано, в нем проведен капитальный ремонт фасада и внутренних помещений. Общая площадь вокзала увеличилась более чем в два раза. Теперь хватило места для остальных правоохранительных служб и санитарного контроля, въезда и выезда для инвалидов-колясочников, багажного отделения, офисов туристических фирм, ресторана и буфетов, многого другого. Каждые сутки здесь смогут пропускать до 3 тысяч пассажиров. Построен новый виадук через пути, деревянные шпалы заменили на железобетонные, оформлен перрон, построено здание для оперативно-технических подразделений железнодорожников.
Основную часть оплаты взяли на себя ДВжд и Владивостокское отделение дороги. Это десятки миллионов рублей, администрация Пограничного района сделала освобождение от местных налогов. Однако работы не закончились. Необходимо обустроить и облагородить прилегающую территорию, обеспечить уровень сервиса в соответствии с международными требованиями.
В настоящее время предприятия министерства путей сообщения в числе немногих, кто продолжает строить новые объекты и ремонтирует старые комплексы. Вслед за вокзалами Владивостока и Гродеково обновляются вокзалы в Сибирцево и Лесозаводске, на очереди капитальный ремонт вокзалов Уссурийска и Тихоокеанской.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"