“Они будут убивать и калечить нас”

Частным перевозчикам закон не писан. Какая нелепая, страшная смерть: на глазах у десятков горожан в самом центре Владивостока под колесами маршрутки погибла 43-летняя женщина. Она не успела выйти. Зажатую в дверях, водитель автобуса сначала тащил ее по мостовой. А потом не нашел ничего лучшего, как открыть и закрыть двери. Женщина выпала на дорогу, и тяжелое колесо автобуса прошлось прямо по голове. Несчастная скончалась почти мгновенно.

19 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №899 от 19 дек. 2000
Частным перевозчикам закон не писан. Какая нелепая, страшная смерть: на глазах у десятков горожан в самом центре Владивостока под колесами маршрутки погибла 43-летняя женщина. Она не успела выйти. Зажатую в дверях, водитель автобуса сначала тащил ее по мостовой. А потом не нашел ничего лучшего, как открыть и закрыть двери. Женщина выпала на дорогу, и тяжелое колесо автобуса прошлось прямо по голове. Несчастная скончалась почти мгновенно.

Трагическая случайность? Может быть. А скорее, очередное преступление, совершенное частным извозчиком. “Проклятые частники будут еще долго убивать и калечить нас”, - говорит Елена Каморина. Эта хрупкая маленькая женщина столько перенесла боли и страданий, что никак нельзя, невозможно обвинить ее в категоричности или предвзятости.

Мы сидим у нее дома, перебираем тьму справок и официальных бумаг - документальное свидетельство беды, случившейся с Еленой. Год назад она чудом осталась жива: выскочивший из полутьмы автобус буквально растер ее по привокзальному асфальту. С тех пор жизнь молодой благополучной женщины разделилась надвое: до и после трагедии. “Такое ощущение, что это “после” - больше всей моей жизни, - горько усмехается Елена. - Больницы, две операции, пять судов…”...

Она очень волнуется, и рваный шрам на ее нежном лице становится ярче и заметнее. И сегодня, спустя год, воспоминания свежи и болезненны - не прикоснуться. Но вспоминать надо: это может повториться в любой момент, с каждым из нас. Потому что сегодня все мы – заложники частного извоза. И как бы ни пытались власти упорядочить, контролировать, наказывать, скандалы и трагедии сопровождают “частника” едва ли не каждый день.

…22 декабря прошлого года Елена, как всегда, села в “микрик”, идущий по маршруту “семерки”. Доехала до железнодорожного вокзала. Было раннее утро. Полчаса до работы. Она, не торопясь, направилась к трамвайным путям - от “кармашка” напротив памятника Ленину, где обычно высаживают пассажиров маршрутки. Дождалась, пока пройдет трамвай, сделала шаг и вдруг - толчок в спину, в плечо. Не удержавшись, упала на колени и, не успев опомниться, оказалась под колесами автобуса. Того самого, из которого она только что вышла.

“Не знаю, как я так смогла - вытянуться во весь рост под “брюхом” машины, - до сих пор удивляется Елена. - Я еще не успела понять, что произошло, а мозг, видно, уже отдал приказ. Так я осталась жива. Но шубу за что-то там в автобусе зацепило, и он поволок меня по площади. Кричала я страшно”.

Когда автобус наконец остановился, на Елене в прямом смысле лица не было. Сплошное кровавое месиво. Потом судмедэксперты оценят это как повреждения средней тяжести: “рвано-ушибленная рана скуловой области справа, дефект тканей скуловой области, верхнего и нижнего века”. Чтобы понятнее: правая сторона лица женщины была прямо-таки скальпирована, веки разодраны в клочья. Да еще этот въевшийся в кожу асфальт…...

“Видите, у меня пятно на лбу? - спрашивает Елена. - Нет, это не синяк: асфальт. Так и не удалось вычистить полностью - слишком глубоко зашел. Врачи боялись заражения. А я после операции боялась смотреть на себя в зеркало. В палате специально зеркало прикрыли. Знаю, так делают, когда в доме покойник. Но мне, честное слово, было все равно”.

В отношении водителя было возбуждено уголовное дело. Адвокат Елены подала гражданский иск во Фрунзенский суд. Но несмотря на то, что вина водителя была очевидна, суд собирался пять раз, прежде чем судья Наталья Чугункина вынесла, наверное, уникальное решение: взыскать с гражданина Седых 52 595 рублей – в качестве компенсации за материальный и моральный ущерб, причиненный пострадавшей. Краевой суд оставил решение в силе.

Это была победа! Возмещение такой большой суммы ущерба - случай, довольно редкий в нашей судебной практике. Да еще связанный с дорожно-транспортным происшествием. “Очень сложно было установить настоящего владельца автобуса: ведь ответчик управлял им по доверенности, - говорит судья Чугункина. - Суд по существу вынужден был превратиться в следственный орган, разыскивая первого хозяина. И мы его все-таки нашли. Оказалось, что он давным-давно продал свой “Ниссан-Цивилиан” - по доверенности. И совсем не ожидал, что машина до сих пор числится за ним. Никаких отношений с виновником трагедии, гражданином Седых, он не поддерживал. Поразительно, но никаких отношений с этим гражданином не было и у ООО “Черная речка”, где был приписан злосчастный автобус”.

Представители фирмы заявили, что водитель Седых работником “Черной речки” фактически не являлся - заработной платы не получал, денег в кассу не сдавал. Водителем автобуса был совсем другой человек, а Седых управлял им по доверенности. И, как следовало из его объяснений, за рулем “Ниссана” он оказался только по причине болезни друга, который любезно попросил его поработать в этот день – вместо себя. Привел к автобусу, прогрел, посадил за руль, дал добро. И никакой тебе медицинской проверки или путевого листа...…

Так что, получается, с дирекции фирмы брать нечего. И не за что. Ни при чем они, и все тут.

“К сожалению, в данном случае закон не предусматривает ответственности работодателя, - сетует Наталья Чугункина. – Отвечает только конкретный причинитель вреда. Согласно закону обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством)”.

Судья сделала все что могла. Решение не было опротестовано, и к работе приступили приставы, чтобы взыскать наконец с ответчика деньги. Тут-то и начались Еленины страдания. “До этого я не знала, что такое служба судебных приставов, - говорит Елена Каморина. – Мне казалось, что они могут большее. Но все тянулось так долго. То пристав “не ведет улицу”, где проживает ответчик, то у пристава нет машины, чтобы к нему съездить, то охранника не могут найти. Как-то я сама нашла машину, охрану – чтобы пристав смог проехать по нужному адресу. Не получилось – пристав забыл о договоренности. Я даже умудрилась по своим каналам выяснить, какой собственностью владеет Седых. Представьте, за ним числилось пять машин, причем одна совершенно целая, вполне годная для уплаты иска”.

Увы, эта информация приставам не пригодилась. Через три месяца после вынесения судебного решения приставы нашли-таки свой вариант возмещения ущерба. По месту работы ответчика был послан исполнительный лист, по которому Седых станет выплачивать 50 тысяч рублей. Каждый месяц с него предполагается взыскивать 50 процентов заработка – в пользу Елены. Сколько лет это будет длиться, одному богу ведомо. Срок выплаты судом не установлен.

Теперь Елена, снова через своих добрых знакомых, пытается разыскать фирму, где работает Седых. Ей очень нужны деньги – на очередную косметическую операцию. Она хочет знать, на какую сумму может рассчитывать. И кажется, она очень жалеет, что однажды отказалась от услуг “крутых”, которые за определенный процент предложили выступить в роли “приставов” и “взыскать” деньги с должника. Без исполнительного листа, сразу и только “наличкой”.

Автор: Марина ПОПОВА, "Владивосток"