“Исконные земли”. Только чьи?
Основные вехи территориального спора буквально отскакивают от зубов у многочисленных экспертов и в той, и в другой стране. Но хотя все исторические факты давно известны, понять, кому сегодня должны принадлежать острова, у кого на них больше прав, очень трудно, если вообще возможно. Все зависит от интерпретации одних и тех же событий. Автор этих строк, к примеру, знает двух живущих в Москве японистов, докторов исторических наук, которые придерживаются диаметрально противоположных взглядов на проблему.
Один из ученых считает нынешнюю ситуацию “позором для России” и настаивает на том, что острова, захваченные сталинским СССР в августе-сентябре 1945 года, должны быть японцам возвращены. Второй доктор называет первого “наймитом” Токио, живущим на японские гранты и озвучивающим позицию наших соседей. Первый в долгу не остается. “Это националистическая шваль”, - сказал как-то ученый А об ученом Б.
Еще полтора века назад, в 1855 году, Россия и Япония заключили Симодский договор, по которому граница между двумя странами была установлена между островами Уруп и Итуруп (Южные Курилы таким образом стали японскими). Спустя двадцать лет, в 1875 году, был подписан Петербургский договор, по которому Россия уступила Японии все острова Курильской гряды вплоть до Камчатки. России же взамен отходил весь Сахалин. (“Итоги” подробно писали об этом в № 36, 2000).
Казалось бы, все точки над i были расставлены еще в прошлом столетии. Однако драматические события ХХ века - русско-японская, а затем вторая мировая война опрокинули все предыдущие договоренности.
После поражения России в войне с Японией в 1905 году стороны заключили Портсмутский договор, по которому Россия вынуждена была отдать Японии Южный Сахалин. Однако “восстановить историческую справедливость” - отомстить за царскую Россию взялся Иосиф Сталин. После капитуляции Японии во второй мировой войне в августе-сентябре 45-го на Южных Курилах высадились советские войска. Многие японцы были вынуждены спасаться бегством. В обращении Сталина к советскому народу от 2 сентября 1945 года говорилось: “Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня”.
В 1951 году в Сан-Франциско участники антияпонской коалиции подписали мирный договор, по которому Япония отказалась от претензий на Курилы. На этот документ у нас сегодня любят особенно ссылаться сторонники жесткой линии, считающие, что мы Японии ничего не должны. Однако японцы возражают, что тот договор не касается четырех островов. Кроме того, в договоре Сан-Франциско не сказано, в чью пользу Япония отказывается от Курил. И наконец, есть еще одно обстоятельство - СССР бойкотировал конференцию и не поставил свою подпись под документом...
В брежневскую эпоху советская дипломатия нашла для территориального спора с Токио “емкую” формулу: “Территориальной проблемы не существует”. Японцы недоумевали: как можно говорить о “решенной проблеме”, если в Совместной декларации 1956 года “оба правительства согласились... на передачу Японии после заключения мирного договора двух островов Курильского архипелага: Хабомаи и Шикотан” (статья 9).
Последний советский генсек и первый президент, посетивший Токио в 1991 году, признал, что территориальная проблема существует и ее нужно решать. Однако на большее пороху (или времени) у него не хватило. Как, впрочем, и у Ельцина.