Кандидат ххi века напрашивается на скандал
Потому что вместе с концом ХХ века кандидат в мэры Юрий Болтенко может потерять крупнейший в Находке рынок.
Потому что вместе с концом ХХ века кандидат в мэры Юрий Болтенко может потерять крупнейший в Находке рынок.
Что такое Южный рынок, жителям Находки объяснять не надо. Здесь всегда можно дешево купить почти все необходимое – особенно если не очень гнаться за качеством товара и если есть достаточно времени, чтобы обойти десятки контейнеров. Именно тут нашли работу почти две тысячи человек. Впрочем, не все из них жители Находки – очень много здесь торгует заезжих коробейников из Китая и бывших братских республик СССР.
Южный был нужен Находке, как и любому другому городу России, – пять лет назад, когда он возник, стояла задача скорее удовлетворить потребность в товарах повседневного спроса, хоть как-то наладить торговлю. Тогда можно было не обращать внимания на убогость торговых точек, антисанитарию и жуликоватых торговцев, норовящих всучить залежалый или попросту некондиционный товар, а то и откровенно низкопробную подделку “под фирму”.
Так, с засильем криминала и огромными оборотами “черного нала”, с торговлей без сертификатов качества, а порой и просто краденым товаром по всей стране внедрялась рыночная экономика. Несколько позже, удовлетворив первый товарный голод, познав все “прелести” дикого рынка, люди стали понимать, что требуется иной, цивилизованный подход. Что пресловутый выбор для покупателя – это не десяток разномастных тряпиц из Китая, одна получше, другая похуже. Что сервис – это не бойкие чумазые зазывалы, а прежде всего чистота и порядок, продавцы, которые не знают, что такое “Три О” – обвес, обсчет, обман. Но время идет, в Находке, как и везде, появляются новые торговые центры, где чисто и светло, где не надо уметь прыгать через лужи после дождя. Под самым боком у Южного вырос новый современный торговый комплекс со всеми удобствами, и наиболее сообразительные торговцы перебираются туда.
Юрий Болтенко, владелец Южного, тоже решил перебраться. В сообразительности ему не откажешь – публично он наметил для себя кресло мэра Находки. Видится ему новое место в исключительно розовых красках – создал “секретную модель управления XXI века”, запустил - и все само заработало. Только откуда у него эта модель возьмется, какие дяди задаром поднесут ему ее на блюдечке с голубой каемочкой? А откуда деньги в городском бюджете берутся, как расходуются, по каким статьям – этому на рынке, увы, не учат.
Нынешнее участие владельца рынка в предвыборной гонке – это не первый поход Юрия Болтенко во власть. Но попытка устроиться в городской думе Находки не удалась – на финише он был вторым. Непонятно почему, но этот факт биографии вызывает у Болтенко гордость. Выборы – это не Олимпиада, где важна не победа, а участие. Второй на выборах – это никакой, то есть проигравший. Так же, как третий и десятый. Так откуда же такая уверенность, что горожане добровольно отдадут ему свои голоса, доверят вести город в ХХI век? Неужто оттого, что по центральному телевидению и в прессе вовсю развернута кампания по дискредитации приморских и городских властей, а он находится в лагере оппозиционных реформаторов? А может, искренне болит душа за всех, кому тяжело, и очень хочется помочь? Бросить рынок – как говаривал Остап Бендер незабвенному подпольному миллионеру Корейко: “Вы ведь человек не бедный?” – и все заработанные праведным трудом денежки вбросить в бюджет по статье “поддержка малоимущих и слабо защищенных”? Вот так, с разбегу - и в омут хозяйственных забот? Неужели?
Уверен, что в ХХI век Юрию Болтенко очень не хочется, ведь его там ничего не ждет. Пока не ждет – договор аренды площадей, отведенных под Южный рынок, заканчивается аккурат 31 декабря 2000 года. Вчерашний король торговых рядов, вероятнее всего, окажется не у дел, ведь в серьезном бизнесе молодые все больше подпирают стариков. Те самые молодые, которых на предвыборных встречах Болтенко зовет за собой в будущее. Конкуренция идет нешуточная, и голые деньги играют все меньшую роль. Так или иначе, начинать новое дело почти с нуля не очень хочется, а тут такая удача – выборы! Легкая, ненаказуемая формула давления на городскую власть, к которой прибег Болтенко, напрашивалась сама собой.
Кандидату в мэры, видимо, невдомек, что торг – понятие сугубо рыночное, а в политике обычно стремятся к компромиссу. Это такая штука, когда спор решается благодаря взаимным уступкам. Уступка – это когда есть что предложить. В противном случае остается устроить скандал вокруг своей персоны, вокруг рынка. Шоу с политической подоплекой – не владельца рынка призывают к порядку на вверенной ему территории, а преследуют целого “секретного кандидата ХХI века”. Кажется, он всерьез уверен, что “секрет”, как перешагнуть из века в век, принадлежит ему одному.
Автор: Андрей Дешков, специально для "В"