Авианосец “Минск” стал Луна-парком и приносит китайцам до миллиона долларов каждую неделю

Авианосец “Минск”, некогда флагман Тихоокеанского флота, нынче стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Предприимчивые китайцы перекупили у южнокорейской компании “Йон Ютхон” (“Янг Дистрибьюшн Корп”. Young Distribution Corp.) списанный советский авианосец и превратили его в корабль-музей и развлекательный комплекс “Мир “Минска”. Чтобы побывать на советском авианосце, который уже стал основной достопримечательностью Шэньчжэня, местные жители и гости города занимают очередь ранним утром и готовы выстаивать в ожидании экскурсии часами. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы “Минска”, превышает 200 000 долларов. В эту сумму входят прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Любопытно, но если туристический бум не спадет, с таких прибылей вполне можно будет уже в ближайшее время построить новый авианосец.

1 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №892 от 1 дек. 2000

Авианосец “Минск”, некогда флагман Тихоокеанского флота, нынче стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Предприимчивые китайцы перекупили у южнокорейской компании “Йон Ютхон” (“Янг Дистрибьюшн Корп”. Young Distribution Corp.) списанный советский авианосец и превратили его в корабль-музей и развлекательный комплекс “Мир “Минска”. Чтобы побывать на советском авианосце, который уже стал основной достопримечательностью Шэньчжэня, местные жители и гости города занимают очередь ранним утром и готовы выстаивать в ожидании экскурсии часами. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы “Минска”, превышает 200 000 долларов. В эту сумму входят прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Любопытно, но если туристический бум не спадет, с таких прибылей вполне можно будет уже в ближайшее время построить новый авианосец.

Как продавали “Минск”

Впервые вопрос о продаже двух тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) “Минск” и “Новороссийск” встал в 1992 году. Тогда, как удалось выяснить журналистам газеты “Владивосток”, в ходе официального визита в Пекин президента России Бориса Ельцина китайская сторона предложила купить списанные авианосцы. Славившийся щедростью Борис Николаевич со свойственной ему прямотой посоветовал китайцам подготовить официальный запрос, что китайская сторона и не преминула сделать в кратчайшие сроки. Но идиллию межгосударственной коммерции разрушили вездесущие журналисты. Информация о готовящейся сделке века, способной повлиять на стратегический паритет сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, попала в прессу. Дело получило международный резонанс, и российскому правительству пришлось отказаться от далеко идущих планов.

Вторично вопрос о возможной продаже “Минска” и “Новороссийска” был поднят в апреле 1993 года. Тогда с предложением выкупить у России списанные авианосцы обратилась американская компания World Business Network Inc. То ли предложенные суммы не устраивали, то ли другие условия сделки оказались неприемлемыми, да только правительство РФ в очередной раз ответило отказом.

Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как к реализации сделки века подключились профессионалы в многозвездных погонах. В апреле 1994 года при посредничестве АО “Компас” между центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и южнокорейской компанией Young Distribution Corp. начались переговоры о продаже авианосцев. И проблема сразу же была решена.

6 октября 1994 года между ЦУМР и ВЭС и южнокорейской компанией были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049. “Минск” продали за 4583000 долларов США, “Новороссийск” же оценили в 4314000 долларов.

Посредниками в этой сделке выступили бывший начальник тыла ВМФ СССР вице-адмирал Махонин, бывший главком ВМФ СССР адмирал Чернавин, бывший начальник тыла ВМФ СССР адмирал Сидоров, бывший начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ адмирал Алпатов. Старались, как водится, за толику малую.

“Минск” и “Новороссийск” продавали, что называется, на гвозди. Планировалось, что Young Distribution Corp. начнет их разделку и утилизацию на одной из верфей Пусана.

Но уже тогда многие специалисты сомневались, что авианосцы будут когда-либо разделаны. 1 декабря 1994 года газета “Владивосток” в материале “Кому понадобились “Минск” и “Новороссийск” писала: “Крайне велика степень вероятности того, что тяжелые крейсера в результате окажутся именно в Китае, что скорее всего может иметь два варианта последствий: или они будут восстановлены заботливыми китайскими руками; или Китай получит бесплатно (кроме металлолома) полную схему постройки уникальных авианесущих крейсеров, и тогда не стоит изумляться, если через несколько лет китайский авианосец, удивительно похожий на “Минск”, вступит в строй китайских ВМС”.

Что же продавали: металл или технологию?

Этот вопрос задали специалисты, когда началось таможенное оформление проданных авианосцев. После досмотра “Минска” и “Новороссийска” таможенниками и контрразведчиками выяснилось, что существенным довеском к металлу стали недемонтированные радиолокационная станция освещения воздушной (надводной) обстановки, обнаружения целей МР-700 РЛС “Фрегат” с грифом “Сов. секретно”, секретная станция управления стрельбой корабельной зенитной установки 76-мм калибра МР-1053, секретная станция управления стрельбой установки АК-630 МР-123 (“Секретно”), автоматизированная система сбора и обработки информации, целеуказания и выработки рекомендаций для использования средств противолодочной противовоздушной обороны “Аллея-2” (“Сов. секретно”), автоматизированная радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов (вертолетов) МНРА “Привод-СВ” (“Секретно”), навигационный комплекс “Салгир” (“Сов. секретно”), система целеуказания “Корвет-1143” (“Сов. секретно”), корабельный зенитно-ракетный комплекс “Оса-М” (“Секретно”). На палубе авианосца были оставлены даже восемь бронзовых винтов общим весом 120 тонн. На кораблях были оставлены даже буксируемые гидроакустические системы (ГАС) “Орион” и МГ-342, бульбы из титана ГАС “Платина”. Антенные устройства (МР-105; МР-600; МР-700 и другие), имеющие гриф “Секретно” и снятые со штатных мест, были заботливо оставлены на верхней палубе и надстройке кораблей.

Все это обнаружилось после того, как министр обороны РФ Павел Грачев доложил правительству о том, что все работы по конвертации кораблей выполнены, а все секретное оборудование снято.

Как бы то ни было, после выполнения соответствующих работ в начале 1996 года ТАКР “Минск” и “Новороссийск” отправились в южнокорейский порт Пусан.

Сколько стоит неустойка

Дотошным журналистам, посмевшим усомниться в заявлениях о невозможности последующей перепродажи авианосцев в Китай, высокие чиновники неоднократно заявляли, что в контракте на этот случай предусмотрены серьезные штрафные санкции. Корреспонденту “В” (тогда единственному из всех журналистов) удалось заглянуть в тщательно оберегаемый от чужих глаз контракт. Действительно, в договоре имелся пункт 18.4, который гласил: “В случае, если Покупатель не предоставит Продавцу сертификат о разделке судна или в случае установления использования судна для иных целей, кроме как на слом, Покупатель выплатит штраф в 10-кратном размере стоимости контракта”.

Сертификат разделки не предоставлен до сих пор. Да он и не может быть предоставлен. Потому что в июне 1998 года тяжелый авианесущий крейсер “Минск” был все-таки продан китайцам.

Young Distribution Corp. заключила сделку с китайской фирмой The China Ship Disassembling Company, специализирующейся на разделке судов. ТАКР “Минск” продали за 20 миллионов юаней (примерно 2440000 долларов). Любопытно, но “Янг Дистрибьюшн”, которая, напомню, приобрела “Минск” за 4583000 долларов, официально продала авианосец китайцам себе в убыток, потеряв более 2 миллионов долларов, не считая расходов на буксировку и стоянку ТАКРа в Пусане.

Предположить, что корейская компания сработала себе в убыток, было бы глупо. Корейцы деньги считать умеют. А это означает, что покупали они не металл, а куда более дорогостоящую технологию.

А что же российская сторона, спросите вы? Неужели министерство обороны не предъявило Young Distribution Corp. иск? Неужели отказалось от приятной и круглой суммы в 45 с лишним миллионов долларов неустойки, причитающейся с корейской фирмы по контракту?

Этот же вопрос мы задали в официальной запросе, направленном в пресс-службу Министерства обороны России. Ответа ждем до сих пор.

Как авианосец стал парком культуры и отдыха

Но последним владельцем “Минска” оказалась не The China Ship Disassembling Company. В конце прошлого года авианосец был продан компании The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd, учредителями которой стали некая пекинская фирма, специализирующаяся на организации культурных проектов, и правительство административного района Янтань (Yantain District Government). Реквизиты фирмы: Minsk Building, Seashore of Jin Rong Road, Shatoujiao, Yan Tian District, 518081 Shenzhen, PRC. Тел. (86) 755 525-1415, 535-5333. Факс (86) 755 525-1480.

Чен Жонгги (Chen Zhongqi), официальный представитель компании The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd, со ссылкой на генерального менеджера фирмы Ван Джайшу (Wang Jiashu) заявил, что корабль был приобретен за 5 миллионов долларов.

Реконструкция корабля продолжалась три месяца в доках в районе бухты Дапенг (Dapeng) на верфях Хуангпу Венчон (Huangpu Wenchong Shipyard) в Гуанчжоу. По словам Чен Жонгги, в переоборудование “Минска” его компания вложила 28 миллионов долларов.

После реконструкции 18 августа нынешнего года начата пробная эксплуатация корабля-музея и развлекательного центра на плаву MINSK World.

Сейчас ежедневно комплекс посещают 6000 туристов. А максимальное число посетителей зафиксировано на официальном открытии комплекса 1 сентября. Тогда за день на борту MINSK World побывали 10000 человек.

12 долларов за прогулку длиной в 17 километров

Заплатив 12 долларов за входной билет, посетители культурно-развлекательного комплекса MINSK World первым делом попадают в огромный кинозал. Экскурсия начинается с демонстрации фильма об истории авианосцев. В фильме подробно рассказывается о возникновении авианосного флота, авианосцах разных стран. Демонстрируются и уникальные кадры, повествующие об истории “Минска”. Здесь и спуск его на воду, рассказ о боевых службах и ратных буднях авианосца. Фильм длится всего 18 минут, однако за это время экскурсанты узнают действительно много нового. Любопытно, что уровнем профессионализма создателей фильма восторгаются даже профессиональные военные историки.

Далее экскурсия продолжается уже по верхней палубе авианосца. Здесь вниманию посетителей представлены макеты вооружения крейсера – реактивная бомбометательная установка, торпедные аппараты, зенитные комплексы. Здесь же, на верхней палубе, выступают белорусские фольклорные танцевальные группы “Хорошки” и “Медуница”. Причем выступления танцоров из столицы Белоруссии всегда проходят, что называется, на ура.

Пожалуй, самая интересная часть экскурсии начинается на самолетной палубе “Минска”. К величайшему сожалению, компании The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd пока не удалось приобрести базировавшиеся когда-то на авианосце самолеты “Як-38”. Поэтому в экспозиции пока есть два самолета “МиГ-23” и несколько макетов боевых вертолетов. За отдельную плату все желающие могут побывать в кабине советского геликоптера или же сфотографироваться, сидя на крыле истребителя.

Экскурсия продолжается на второй палубе. Здесь посетители попадают в ракетное хранилище. Понятное дело, здесь выставлены лишь макеты ракетного вооружения, базировавшегося когда-то на “Минске”. Однако мощь и сила советского оружия, как говорят экскурсанты, все равно поражает воображение.

Чуть дальше, в стометровом коридоре, располагается музей, экспонаты которого рассказывают об истории освоения космоса в Советском Союзе. Любопытно, что материалы экспозиции предоставлены китайцам рядом российских музеев. В числе прочего здесь демонстрируются личные вещи первого космонавта Юрия Гагарина, которому, кстати, посвящена практически половина всей экспозиции.

Большой интерес для посетителей составляет экспозиция, представленная Центральным военно-морским музеем России. Здесь выставлено более 100 экспонатов из архивов ЦВММ, рассказывающих об истории и современности советского военно-морского флота. В ЦВММ говорят, что их специалисты регулярно работают на развлекательном комплексе, готовят новые экспозиции, выступают в качестве консультантов. ЦВММ планируют продолжать долгосрочное сотрудничество с комплексом MINSK World.

Далее в сопровождении гидов, одетых в костюмы, стилизованные под советскую униформу, посетители комплекса попадают во флагманский салон тяжелого авианесущего крейсера “Минск”. Здесь в разное время, когда авианосец еще бороздил под советским флагом моря и океаны, побывало практически все военное и политическое руководство СССР, здесь они обедали и отдыхали. Теперь же во флагманском салоне, опять же за отдельную плату, могут перекусить практически все желающие. Впрочем, как говорят, такое удовольствие стоит очень дорого и позволить себе такую роскошь могут немногие. В большинстве же своем посетители предпочитают обедать в расположенном в бывшей кают-компании “Минска” ресторане белорусской кухни. Здесь традиционные русские и белорусские блюда готовят специально выписанные из Минска повара. В этот ресторан, хотя на борту корабля расположены еще несколько заведений с традиционной китайской кухней, всегда стоит огромная очередь.

Вся экскурсия занимает более четырех часов. Но это только начало. По словам представителей компании The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd, в ближайшее время будут реставрированы и подготовлены к приему посетителей другие помещения корабля. В частности, уже скоро начнут водить экскурсии в машинное отделение авианосца. Говорят, планируется, что длина туристического маршрута по палубам и проходам “Минска” достигнет 17 километров.

Как к этому относиться?

Относиться ко всему этому можно по-разному. Можно в ура-патриотическом порыве рвать на себе рубаху, обвиняя гадов-демократов в разбазаривании национального достояния. Можно, наоборот, сказать огромное спасибо китайцам, сохранившим российский авианосец, не позволившим отправить гордость и красу Тихоокеанского флота на гвозди. А можно и пожалеть, что мысль извлекать сверхприбыли из списанного тяжелого авианесущего крейсера “Минск” пришла не в российские, а в светлые китайские головы.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"