Медведица Маша отправилась на дембель
Вчера с военного аэродрома Кневичи взлетел и взял курс на Москву военный транспорт “Ил-76”, на борту которого на новое место жительства отправилась пограничная медведица Манечка, о которой уже не один раз рассказывал “В”.
Около трех месяцев длилась операция по спасению красивой гималайской медведицы, жившей на заставе “Золотая” Гродековского погранотряда Тихоокеанского регионального управления ФПС. В марте прошлого года ее подарили дочери старшины заставы Виктора Черепанова как маленького, с ладошку, щенка. Однако практически сразу отец-пограничник опытным глазом увидел, что это совсем не та зверушка. Но делать уже было нечего, и маленькая медведица осталась на заставе. Больше года она прожила в доме Виктора. Его жена Галина, как родного ребенка, кормила Манечку из соски и вместе с дочерьми меняла на ней пеленки.
Позже, когда медведица подросла, она стала ходить по всей заставе, забираться во всякие интересные ей места. И самое главное, что со всеми она находила общий язык. За это время на заставе ее полюбили все - и дети, и рядовые, и даже сами офицеры.
Однако летом, когда Маня совсем уже подросла и у нее начали проявляться охотничьи инстинкты, пограничники были вынуждены смастерить для нее добротную клетку и хитростью заманить туда свою любимицу. Но потом на Манечку стало уходить немало провианта, да и сама она, даже сидя в клетке, как настоящая охотница, начала добывать себе пропитание – драть кур и уток, которые из любопытства заглядывали к ней в клетку.
Вот тогда и встал вопрос, что же с ней делать. Отпускать на волю нельзя, ведь Манечка росла с людьми, питалась “со стола”, и в трудную минуту она бы обязательно вышла к человеку. А тогда могло произойти страшное. Убить ее тоже ни у кого не поднялась рука.
Именно в это время и появился на страницах “В” первый материал. Мы обращались ко всем зоопаркам, циркам и другим организациям, обслуживающим животных, с просьбой приютить у себя Маню. Позже по нашей информации прошел материал по ОРТ, рассказывавший о судьбе медведицы. И вот через некоторое время на связь вышли представители Калининградского зоопарка. И началась работа по подготовке документов и поискам транспорта. Светлана Соколова, методист зоопарка, добилась у директора Федеральной пограничной службы генерал-полковника Константина Тоцкого разрешения на перевозку медведицы.
И вот после долгих летов-перелетов, недели, которую Светлана провела на “Золотой”, привыкая к медведице и давая ей привыкнуть к себе, Манечку привезли в аэропорт. Надо сказать, что для того, чтобы заманить медведицу в специальную дорожную клетку, которая похожа на ящик для груза-200, только с окошечком, понадобилось тоже немало хитрости. Но вот Манечка, как настоящий пассажир российских авиалиний, день провела в аэропорту в ожидании задерживающегося рейса, и ее наконец “посадили” на самолет.
Сейчас ей еще предстоит около 30 часов дороги до Москвы. В первопрестольной Светлане Соколовой надо будет еще окончательно решить вопрос о дальнейшей транспортировке живого груза до Калининграда. Но там эстафету обещали принять военные летчики.
В Калининграде Манечка около месяца будет находиться на карантине, и только потом ее допустят в большой вольер. Работники зоопарка надеются, что вскоре у нее появится потомство.
В дальнейшем мы расскажем о том, как сложится судьба Манечки в Калининграде.
Заканчивая, надо отметить еще один факт. По словам Светланы Соколовой, в европейской части страны и на международном рынке стоимость гималайского медвежонка невелика и составляет 100-200 долларов. На черном рынке Приморья, если продавать медведя “по частям”, цена будет во много раз выше. К примеру, лапы стоят в среднем по 700 рублей за килограмм, мясо до 100 рублей за килограмм, стоимость медвежьей желчи доходит до 3,5 доллара за грамм, а сама шкура стоит около тысячи долларов. Так что можно смело сказать, что нашей Маше повезло.
Автор: Федор ГУРКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"