Навигация продолжается во льдах

Ее затягивают докеры Чукотки, саботирующие разгрузку судов. Ледокол “Красин”, собиравшийся было вернуться с Чукотки (и тем самым окончательно завершить навигацию-2000), по решению руководства ДВМП продолжает дежурство на Севере. Делается это для того, чтобы в сложнейших ледовых и штормовых условиях смогли нормально разгрузиться и элементарно уцелеть суда, продолжающие завозить грузы в автономный округ.

23 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №887 от 23 нояб. 2000
Ее затягивают докеры Чукотки, саботирующие разгрузку судов. Ледокол “Красин”, собиравшийся было вернуться с Чукотки (и тем самым окончательно завершить навигацию-2000), по решению руководства ДВМП продолжает дежурство на Севере. Делается это для того, чтобы в сложнейших ледовых и штормовых условиях смогли нормально разгрузиться и элементарно уцелеть суда, продолжающие завозить грузы в автономный округ.

Однако, оставляя ледокол за полярным кругом, Дальневосточное пароходство волей-неволей отчасти финансирует федеральную программу поддержки северян. Между тем сегодня суммарный трехгодичный долг государства перед ДВМП за содержание ледокольного флота достиг уже почти 46 миллионов рублей. Причем собирается ли нынешнее правительство возвращать эти деньги, еще вопрос, поскольку подписанный между ДВМП и Минтрансом даже в 2000 году договор о выделении из резервного фонда 7,7 млн. рублей финансово-кредитным управлением Минтранса не исполняется.

А ДВМП и без того не в выигрыше. Потеряв во время шторма на пути к полярным портам в Беринговом море теплоход “Рязань” вместе с грузом, моряки тем не менее озабочены в первую очередь нуждами северян. А поэтому отрядили на Север два других судна усиленного ледового класса. С просьбой о направлении дополнительного флота к генеральному директору ОАО “ДВМП” Александру Луговцу обратился губернатор ЧАО Александр Назаров.

Для этого был отложен даже плановый ремонт теплохода “Василий Бурханов” - судно загрузилось контейнерами с продовольствием и другими товарами и ушло в Восточный порт за 10 тысячами тонн угля. Следом отправится еще не вернувшийся из предыдущего рейса на Чукотку дизель-электроход “Василий Головнин” (сейчас он штормует возле Эгвекинота). Судну предстоит доставить на Чукотку 3 тысячи тонн геологического, горнорудного, бурильного оборудования нефтяной компании “Сибнефть”.

С неожиданными проблемами по выгрузке столкнулся теплоход “Маго” - сейчас он находится в порту Беринговский. Все дело в том, что рабочие портов отказываются под разными предлогами выгружать товары из трюмов. “Чистым саботажем” назвал “работу” докеров в радиограмме, адресованной главе администрации Чукотского автономного округа Александру Назарову, начальнику порта Беринговский Александру Ватаженко, капитан теплохода “Маго” Виктор Шпилькин. Судно вот уже больше месяца из-за сильных штормов не может закончить выгрузку в Беринговском. Из более чем 30 дней, которые провели моряки в этом северном порту, лишь 5-6 дней случались проблески относительно хорошей погоды, когда хотя бы можно было начать работу.

Казалось бы, в эти редкие погожие дни все портовики, все их начальство и руководство ЧАО, с нетерпением ожидавшие жизненно необходимые им грузы, должны были побеспокоиться о скорейшем окончании выгрузки. Однако никто из них этим обстоятельством даже не озаботился. Крайне неэффективная работа портовиков заставила моряков организовать свои бригады и работать на выгрузке круглосуточно.

Но усилий маленького экипажа этого судна совсем недостаточно. Погода на Чукотке все портится, запасы топлива и воды на судне заканчиваются, выходить в море для возвращения в родной порт становится все опасней - моряки “Маго” штормовали рядом с теплоходом “Рязань”, который затонул у них на глазах. Ни для кого из них эта трагедия не прошла бесследно.

Отчаянные телеграммы и звонки в администрацию Чукотского автономного округа из Дальневосточного морского пароходства остаются без ответа - губернатор Назаров в Москве, его помощников и заместителей, которые, видно, берут пример со своего начальника, не сильно волнуют проблемы моряков и в конечном счете своих избирателей - жителей Чукотки.

Сильно затянувшаяся навигация на Севере ничего хорошего ни морякам, доставляющим грузы жителям Заполярья, ни самим жителям не предвещает. Уже сегодня некоторые работающие на Чукотке суда вынуждены от одних портов переходить к другим, где условия для выгрузки несколько лучше. Все это затягивает и без того длительную доставку, люди на Севере иной раз лишены самого необходимого.