Ты что, не слыхал про Верещагина?
Российской таможне повезло больше других государственных организаций – у нее есть вечный образ героя из самого популярного в нашей стране фильма "Белое солнце пустыни". Дважды Георгиевского кавалера, единственного в Прикаспии царского таможенника Верещагина, который до гражданской войны "вот так держал!" всех контрабандистов, более чем убедительно сыграл Павел Луспекаев.
Ой, Паша, Паше-е-енька…
Павел Борисович Луспекаев - одногодка Владимира Яковлевича Мотыля, они оба с 1927 года. Он воевал в Великую Отечественную, на которую сбежал 15-летним подростком. Именно из-за ранения на фронте у него в начале шестидесятых годов стала развиваться гангрена, и врачам пришлось ампутировать стопы обеих ног. Выпускник театрального училища им. М. С. Щепкина снимался в первом "советском вестерне" на протезах. Армянин по национальности играл в русских театрах Тбилиси и Киева, Большом драматическом театре в Ленинграде. И хотя у Павла Борисовича есть запоминающиеся герои в "Республике ШКИД", "Трех толстяках", в сердцах десятков миллионов зрителей заслуженный артист РСФСР Луспекаев остается Верещагиным. Он умер сразу после завершения съемок "Белого солнца пустыни", Верещагин будет жить вечно.
В море ополоснусь - и в дорогу
У Павла Борисовича есть дочь Лариса. 5 ноября она побывала во Владивостоке в качестве почетного гостя при торжественном подъеме флага на новом таможенном катере "Павел Верещагин". Ждали в городе нашенском еще и постановщика фильма Владимира Мотыля. Однако режиссер и сценарист "Жени, Женечки и "катюши", "Звезды пленительного счастья", снявший десятки других картин по всей стране от Калининграда до Забайкалья и Памира, в силу своего возраста не смог прилететь на второе рождение созданного им в 1970 году образа таможенника. Заслуженный деятель (почему-то не России, а Таджикистана) прислал портрет Павла Борисовича с дарственной надписью "Командиру и экипажу "Павла Верещагина" в день подъема флага над судном с пожеланием доблестной службы и личного счастья. Кинорежиссер В. Мотыль. 5.11.2000".
Восток – дело тонкое
Таможенникам Дальнего Востока повезло вдвойне: бессмертный таможенник Павел Артемьевич из легендарной киноленты Владимира Мотыля теперь будет ассоциироваться с нашим управлением. Самый лучший корабль таможенной охраны “Павел Верещагин” вступил в строй ДВТУ. Это тем более символично, ведь картина завершается фразой “Солнце еще не взошло”, а трудиться кораблю и его экипажу под командованием майора таможенной службы Геннадия Юдина предстоит именно там, где всходит солнце.
И бросало меня по свету от Амура...
Таможенный катер (тип “Меркурий”) был возведен на стапелях Хабаровского судостроительного завода по заказу ГТК. Это судно на воздушной каверне. Под корму нагнетается воздух, благодаря чему та поднимается, и резко увеличивается скорость. При экономичном ходе дает 30 узлов, а при полной работе двух дизелей развивает скорость до 50 миль в час. Автономность и дальность плавания составляет пять суток и 500 миль. В экипаже 14 человек.
Ну разве плохо? Муж одной тебе дарит презенты
На самом деле судов “Павел Верещагин” два. Есть еще макет катера, который подарил экипажу директор амурского предприятия Геннадий Кошкарев. Он будет храниться в кают-компании вместе с документом государственной комиссии по приемке судна, подписанным контр-адмиралом Александром Александровым.
Здорово, отцы!
На торжественное мероприятие по случаю подъема флага на 33-й причал в бухте Золотой Рог собрались председатель ГТК и его заместитель генерал-полковник и генерал-майор таможенной службы Михаил Ванин и Виктор Крутских, полномочный представитель президента в Дальневосточном округе Константин Пуликовский, губернатор Приморья Евгений Наздратенко, командующий Тихоокеанским флотом Михаил Захаренко, и. о. начальника ДВТУ Виктор Вугляр и другие. Кто-то выступил с речью, кто-то подарок вручил. Жаль только, что редко во Владивостоке такие церемонии проводятся.
И в церкви, почитай, второй год как не были
Теперь стало модным освящать новострои. Не избежал такой участи и “Павел Верещагин”, тем более что и сам киногерой был человеком набожным (помните, Верещагин перекрестился перед тем, как дать прикурить Сухову от зажженной динамитной шашки?).
Они же взяли самые дорогие экспонаты!
Тут есть другой уникальный факт. Владивостокская и Приморская епархия подарила таможне Порт-Артурскую икону Божьей матери. Она была написана... в 1904 году иноками Киево-Печерской лавры. Икона единственная в своем роде, поскольку была выполнена в начале русско-японской войны и предназначалась для русских воинов-победителей. Потому на ней изображены самурайские мечи. Однако подарок от десяти тысяч богомольцев лавры защитникам Порт-Артура был утерян и, казалось, безвозвратно. Совершенно случайно паломники в Иерусалиме три года назад в лавке старьевщика обнаружили ее и передали епархии. Теперь она будет оберегать защитников морских экономических интересов России.
Дорога легче, когда встретится добрый попутчик
“Павел Верещагин” присоединится к “Петру Матвееву”. Теперь на государственной границе действует целый морской отряд ДВТУ, находящийся в оперативном подчинении Сахалинской таможни. Новый катер уже отправился к постоянному месту службы в порт Корсаков.
Опять ты мне эту икру поставила
Морские таможенники защищают интересы России в Охотском и Японском морях, проливе Лаперуза, в зоне южной группы Курильских островов. На особом месте стоит борьба с контрабандистами, российскими и иностранными браконьерами. Кстати, экипаж “Петра Матвеева” своими задержаниями правонарушителей с конфискацией контрабанды и незаконно выловленной рыбы уже через полгода окупил затраты на постройку катера.
Нет, ребята, пулемета я вам не дам
К сожалению, до сих пор не решен вопрос о вооружении таможенных катеров такого класса огнестрельным оружием – скорострельной пушкой или станковым пулеметом. Кстати, место на верхней палубе для этого имеется. Если таможенники вооружатся, то при своей скорости и с аппаратурой обнаружения они станут страшной силой. Уже сейчас браконьеры и контрабандисты “Серым волком” кличут “Петра Матвеева”.
Не заводи машину… Взорвешься!
Почетных гостей из Москвы, Хабаровска, Южно-Сахалинска и Владивостока после окончания церемонии по подъему флага с ветерком прокатили по водной глади залива Петра Великого. Они могли насладиться скоростью, маневренностью, мореходными качествами, выучкой экипажа. А затем всех доставили в бухту Патрокл.
Да гранаты у него не той системы
На берегу и акватории бухты, в воздухе над ней состоялись показательные учения специального отряда быстрого реагирования ДВ оперативной таможни с привлечением вертолета и “Павла Верещагина”. Офицеры-спецназовцы с “вертушки” высаживались на судно-“нарушитель”, “захватывали” “КамАЗ”, устраивали засады, с моря десантировались и проводили досмотр траулера, стреляли из автоматов и снайперской винтовки. Особо впечатляли светошумовые гранаты.
- Саид, ты как здесь оказался?
- Стреляли…
После завершения учений председатель ГТК генерал-полковник Ванин вручил отличившимся оперативникам именные часы. В свое время Сухов благодаря часам отвлек внимание басмачей и перестрелял их. Видимо, не только Верещагин, но и красноармеец Сухов поделился секретами…
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"