Время собирать камни
На прошлой неделе комитет дорожного хозяйства краевой администрации в качестве генерального заказчика совместно с компетентными комиссиями принимал, а многочисленные подрядные организации сдавали в эксплуатацию сразу несколько участков дорог, пожалуй, на главных трассах Приморья: Михайловка – Турий Рог, Владивосток – Хабаровск и Раздольное – Хасан. Два из этих направлений представляются наиболее важными с точки зрения их экономического значения для края.
По заказу комитета дорожного хозяйства администрации края Хабаровский филиал ГипродорНИИ разработал технико-экономическое обоснование строительства дороги “Обход Уссурийска”, а в сентябре 1996 года было начато строительство первого пускового комплекса. Вашим корреспондентам довелось побывать здесь как раз в то время, когда дорога только начиналась, и воочию увидеть, какой объем работ предстоит выполнить строителям.
- Только на первом пусковом комплексе, - рассказывал тогда главный инженер ООО “Подземстрой” Леонид Васильев, - нам предстоит переместить около одного миллиона кубометров грунта и только потом строить дорогу и все инженерные сооружения. А сегодня, через три года, уже все автомобилисты знают, где берет начало обход: на взгорке над трассой возвышается еще недостроенная, но уже обретшая контуры большая транспортная развязка. Когда она вступит в строй, машины смогут пробегать в любом направлении, минуя встречные потоки.
А строители идут дальше. На следующий год готовится к сдаче второй пусковой комплекс, который, к сожалению, тоже еще не станет окончанием строительства.
Вообще-то условный временной рубеж существует - это 2004 год, но осторожность Леонида Ивановича понятна. Дорога эта строится как на деньги местного дорожного фонда, так и федерального. Так вот уже сегодня столица задолжала 180 миллионов рублей, и комитету дорожного хозяйства порой приходится очень трудно объясняться с подрядчиками.
Аналогичное положение с финансированием сложилось и на трассе Раздольное - Хасан, тоже имеющей федеральное значение. И то, что на прошлой неделе строители все-таки сдали в эксплуатацию два участка общей протяженностью более 20 километров, можно отнести к разряду некоторой самоотверженности дорожников. В частности, коллективов Хасанского ДРСП и ООО “Южное”, которые возглавляют соответственно Николай Лапонников и Александр Иванов.
С формальной точки зрения на трассе Раздольное - Хасан идет реконструкция, но по сути настоящее строительство, потому что строилась она в 1932-1950 годах как танковая дорога. Соответственно тогда никто не учитывал ни уклоны спусков-подъемов, ни “градусы” поворотов, ни само качество покрытия. Словом, вспомните песню “Там, где машины не пройдут...” и далее про наши быстрые танки. Это как раз про эту трассу. А то, что ее назначение изменилось на прямо противоположное, очевидно уже потому, что на прием этих участков прибыл губернатор Приморья Евгений Наздратенко, который емко обозначил все значение происшедшего события:
- Эта дорога, хотя еще окончательно и не построена, уже выполняет несколько функций. Она обслуживает не только жителей Хасанского района, но и наши краевые международные связи с Китаем, Южной и Северной Кореями. Ведь она идет к автомобильному переходу “Краскино”. А еще благодаря строителям, которые подняли полотно, дорога кое-где представляет собой и естественные дамбы, которые спасут села от регулярных здесь наводнений.
Все так и есть. Но если первый участок, примыкающий к повороту на Славянку, действительно облегчил путь транспорту, осуществляющему перевозки через автопереход в Краскино, то второй помимо этого еще и обслуживает транзитную линию Корея - Китай, берущую начало в Зарубино, куда и откуда, как известно, с апреля ходит грузопассажирский паром.
Автор: Михаил ИВАНОВ, специально для "В", Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"