"Рязань" пошла по пути "Курска"
В Беринговоморье затонул грузовой теплоход. К счастью, никто из моряков не погиб. Злой рок окутал северо-западную часть Тихого океана. Череда традиционных осенних свирепых штормов приносит одну беду за другой для российских рыбаков и моряков.
В течение одного месяца гибнут сахалинская рыболовецкая шхуна "Тайфун-1" возле южнокурильских островов Итуруп и Уруп и камчатский буксир "Бодрый" в Карагинском заливе. Но если в первом случае рыбаки спаслись, то моряки и пассажиры буксира либо погибли от переохлаждения на плотике, либо утонули. В Охотском море был вынужден бросить промысел и срочно следовать на ремонт траулер, а в Гижигинской губе неделю назад на теплоходе "Иван Макарьин" сорвало судовой кран и смыло за борт грейдер. На этом сухогрузе из-за тяжелых ранений одновременно вышли из строя капитан и его старший помощник. Лишь благодаря профессионализму оставшихся в строю штурманов и содействию оперативного штаба Дальневосточного морского пароходства балкер при крене в 50 градусов, несмотря на штормовой боковой ветер и сильную качку, удалось довести в порт Магадан.
Однако беда не ходит в одиночку. И вновь вынужден сутками работать штаб во Владивостоке во главе с начальником департамента безопасности мореплавания ОАО "ДВМП" Анатолием Сидоренко. На этот раз мощный шторм настиг в северо-западной части Берингова моря теплоход "Рязань", построенный два с половиной десятка лет назад в ГДР. Находясь в эпицентре циклона при силе ветра в 25-27 метров в секунду, теплоход получил крен на левый борт в точке с координатами 62.24 градуса северной широты и 178.25 градуса восточной долготы. По предварительным данным, судно перевозило из Владивостока в Анадырь генеральные грузы в контейнерах, продовольствие и промышленные товары, колесную технику, всего около 2 тысяч тонн. Более подробную информацию насчет груза получить не удалось, поскольку это является коммерческой тайной. По сообщению Дальневосточного спасательно-координационного центра, вначале произошло смещение груза в одном из трюмов. Видимо, крена не выдержали контейнеры на крышке трюма и техника на верхней палубе. Они стали также сползать на левый борт, причем один контейнер даже повис над бортом.
Экипаж, в состав которого входили 24 человека и представитель фирмы-отправителя груза, направил теплоход в сторону берега. Примерно в двух милях от мыса Наварин моряки выбросили якоря. Когда крен достиг 38 градусов, начальник рации послал в эфир сигнал о бедствии. Диспетчеры региональной службы наблюдения за рыболовецким флотом получили его в 12.35 по камчатскому времени 5 ноября. В Беринговоморской экспедиции был создан морской штаб по оказанию помощи во главе с начальником зоны Вячеславом Евченко на траулере "Механик Брызгалин". К месту происшествия немедленно направились все траулеры, плавбазы и транспортные рефрижераторы, находящиеся поблизости. В том же направлении следовали из Анадырского залива линейный ледокол "Красин" и грузовой теплоход "Маго" Дальневосточного пароходства.
В 13.35 экипаж "Рязани" стал сбрасывать на воду спасательные плоты. Два из них оторвало и понесло в открытое море. Еще на двух разместилась часть команды: 18 человек на одном и один моряк на другом. На борту накренившегося судна остались шестеро.
Первой уже через 13 минут после SOS подоспела плавбаза американской постройки "Хедерси" (судовладелец – "Дальморепродукт") под руководством капитан-директора Александра Литвиненко. Подойти вплотную к "Рязани" было невозможно из-за непрекращающегося шторма. Рыбаки поймали плотик, но он оказался пустым. Тем временем большой траулер "Аэронавт" из Находкинской базы активного морского рыболовства поднимает на борт 18 моряков. Чуть позже на другом плотике южнокорейские рыбаки с судна "Инсонт Мастер" спасают еще одного человека.
Однако на кренящейся под ударами волн “Рязани” осталось еще шесть моряков. Около 14.30 Александр Литвиненко принял решение отправить на помощь мотобот. Как рассказали “В” в службе наблюдения ДМП, на нем в чрезвычайно рискованное плавание отправились боцман – норвежский гражданин Я. Соренсен и матрос В. Федоров. На лодке типа “Зодиак” они пробились через трех-четырехметровые волны к гибнущим. Они сняли старшего и второго помощников Александра Григорьева и Игоря Савушкина, начальника рации Михаила Сенько, матроса Эдуарда Корягина, моториста-электрика Игоря Сметанина и практиканта Сергея Шкуренко и благополучно вернулись к своей базе. О героических действиях норвежца и россиянина уже сообщили руководству холдинговой компании “Дальморепродукт”. Термин “героические” упомянут не случайно – те, кто бывал в море, знают, что такое подойти на хрупком мотоботе в ледяном и штормовом море к терпящему бедствие судну. По информации “В”, руководством “Дальморепродукта” рассматриваются представления двух отважных моряков к наградам.
По непонятным пока причинам в числе последних спасенных не оказалось капитана, он эвакуировался с борта гибнущего судна несколько раньше. К большому счастью, погибших и пострадавших нет.
На следующий день всех спасенных моряков стали доставлять на ледокол “Красин”. Это сделали в закрытой от непогоды бухте Наталии. В ожидании окончания шторма возле “Рязани” дежурили теплоход “Маго” и ледокол. Туда же на всякий случай подошел спасатель “Суворовец” государственной администрации морского рыбного порта Владивостока.
Однако спасательную операцию провести они не успели. В 22.33 6 ноября по местному времени теплоход исчез с экранов радаров. Как полагают специалисты, окончательно погубили судно динамичная качка и зыбь с востока, от которой нет спасения возле мыса Наварин. “Рязань” легла на дно, глубина моря в том месте составляет 20-25 метров.
Эта трагедия в очередной раз высветила проблему северной навигации. Ведь пока теплоходы с грузами для жителей Магаданской области, Чукотки, севера Камчатки отправляются после завершения благоприятного сезона, остается угроза гибели судов и экипажей.
Полтора года назад на страницах “В” был опубликован большой материал, посвященный 25-летию гибели теплохода “Тикси”. Он затонул по той же причине – опрокидывание вследствие смещения груза и шторма. Погибли все члены экипажа. Материалы дела по расследованию причин гибели “Тикси” занимают четыре увесистых тома. Однако до конца истину установить так и не удалось – не случайно тогдашний начальник пароходства Валентин Бянкин записал “Особое мнение”. На этот раз расследование должно пройти успешнее – все свидетели катастрофы, к счастью, живы. А если выяснится, что удалось спасти и судовые документы, то, очевидно, департаменту безопасности мореплавания ОАО “ДВМП” удастся установить все причины гибели судна.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"