Черный октябрь

Не успели просохнуть слезы по погибшему на прошлой неделе в Чечне бойцу приморского ОМОНа Роману Мицаю, как новая страшная весть пришла во Владивосток: 29 октября при исполнении служебного долга на территории Чеченской республики погибли сразу пятеро офицеров приморской милиции, направленные на Северный Кавказ в составе сводного отряда управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) и спецотряда быстрого реагирования (СОБР).

31 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №875 от 31 окт. 2000

Не успели просохнуть слезы по погибшему на прошлой неделе в Чечне бойцу приморского ОМОНа Роману Мицаю, как новая страшная весть пришла во Владивосток: 29 октября при исполнении служебного долга на территории Чеченской республики погибли сразу пятеро офицеров приморской милиции, направленные на Северный Кавказ в составе сводного отряда управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) и спецотряда быстрого реагирования (СОБР).

Вот имена погибших. 

 

КОПЫЛОВ Олег Андреевич, капитан милиции, старший оперуполномоченный отделения УБОП по г. Артему 


 

МОРОЗОВ Александр Иванович, капитан милиции, заместитель начальника отдела обеспечения оперативных мероприятий УБОП по Приморскому краю 

 

КУРТИЯН Олег Анатольевич, капитан милиции, старший оперуполномоченный СОБРа 

 

СЕЛИН Алексей Евгеньевич, капитан милиции, оперуполномоченный СОБРа 

 

ВЛАСОВ Вячеслав Владимирович, капитан милиции, оперуполномоченный СОБРа

Первое сообщение прошло в воскресенье поздно ночью по московским телерадиоканалам. В оперативной информации из Чечни говорилось о том, что в результате террористического акта - взрыва в кафе в чеченском селе Чири-Юрт погибли семь человек, в том числе пять военнослужащих. У многих во Владивостоке сжалось сердце - не секрет, что именно в этом селении уже не первый месяц, сменяя друг друга, несут боевую службу офицеры приморского СОБРа.

Увы, самые худшие ожидания подтвердились. На исходе суток в краевое УВД пришла официальная телефонограмма из Ханкалы, из штаба мобильного отряда МВД РФ: пятеро приморцев в результате взрыва фугаса погибли на месте, еще пятеро ранены, причем несколько человек - очень тяжело.

По оперативной информации, взрыв в кафе прогремел в 13.30 по местному времени - самое время обеда. Во Владивостоке в это время был воскресный вечер, заканчивался уик-энд...

Вчера утром в краевом управлении внутренних дел, которое буквально погрузилось в траур, корреспонденты "В" смогли получить информацию о погибших офицерах.

Владимир Власов родился 19 сентября 1970 года в селе Чесноково Курганской области. Отслужив срочную службу, остался в Приморье, пришел в 1990 году на работу в артемовскую милицию. С 1994-го - оперуполномоченный уголовного розыска ГУВД Артема. С августа 1995-го перешел на работу в СОБР. У Власова это была четвертая командировка на Северный Кавказ. В 1996 году награжден медалью "За отвагу". Вдовой осталась жена Татьяна, без отца дети - 8-летний Алешка и 4-летняя Настя.

Олег Копылов родился 29 марта 1969 года в Большом Камне. В органах внутренних дел служил с июня 1992. Начинал милиционером патрульно-постовой службы. Затем стал оперуполномоченным уголовного розыска ГУВД Артема. С 1994 по 1999 работал в СОБРе, в прошлом году вернулся в Артем на должность старшего оперуполномоченного городского отделения УБОП. В командировке в Чечне находился во второй раз. В 1996 году награжден медалью "За отвагу". Холост. Родители и сестра потеряли единственного сына и брата.

Олег Куртиян родился 18 июля 1969 года во Владивостоке. В 1988 году окончил энерготехникум. После службы в армии в конце 1990-го начал службу в органах внутренних дел милиционером-водителем отдела вневедомственной охраны при Первореченском РОВД Владивостока. С 1994-го - оперуполномоченный СОБРа. В 1998 году окончил юридический институт МВД РФ. В командировке на Северном Кавказе находился в четвертый раз. В 1996 году награжден орденом Мужества, в 1997 - медалью "За отвагу". Вдовой осталась жена Светлана, без отца - 5-летний Алексей.

Александр Морозов родился 26 июля 1964 года в Воронежской области. В 1983-1984 гг. проходил срочную службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В органах внутренних дел - с 1986 года. Служил на различных должностях в уголовном розыске ГУВД Владивостока. В 1994 году перешел в управление по борьбе с организованной преступностью. Для Морозова это была первая командировка на Северный Кавказ. Вдовой осталась жена Оксана, без отца - 14-летний сын Женя.

Алексей Селин родился 23 мая 1970 года в Магаданской области. Службу в органах внутренних дел после окончания новосибирской школы милиции начинал в Сибири. Служил в новосибирском ОМОНе, позже - в следственном управлении городского УВД. В 1996 году переехал в Приморье, работал в Океанском отделении милиции. С апреля 1997 - оперуполномоченный СОБРа. Для него это была вторая командировка в Чечню. Вдовой осталась жена Яна, без отца - полуторагодовалая дочка Анечка.

...За всю свою историю приморская милиция не несла таких потерь. Не было, пожалуй, таких потерь и вообще в истории края, за исключением военного лихолетья, когда похоронки приходили пачками.

За первую чеченскую войну - с декабря 1994 по сентябрь 1996-го, по данным изданной редакцией "В" "Книги памяти", мы потеряли ровно 100 человек - с учетом павших бойцов срочной службы соединения морской пехоты ТОФ и Уссурийской бригады спецназа. На второй чеченской счет приморских потерь пошел уже на третий десяток.

Самые страшные потери за один день понес 106-й полк морской пехоты ТОФ, когда 26 апреля 1995 года в жестоком встречном бою в Агништинском ущелье погибли 13 матросов и офицеров. Но тогда похоронки разлетелись по всей стране - по местам постоянного жительства матросов-срочников.

В этот раз скорее всего все пять гробов привезут во Владивосток.

...Дай бог, чтобы их не стало больше - напомним, что еще несколько собровцев тяжело ранены. Двое - очень тяжело...

Хочется предостеречь читателей от возможной несдержанной оценки: вот, дескать, пошли в кафе, расслабились, потеряли бдительность... На самом деле все это немного не так. На войне, как на войне. И фронт здесь пролегает повсюду - по блокпостам и дорогам, рынкам и жилым кварталам. Понятия тыла в Чечне практически нет, а жить в круглосуточном напряжении не под силу никому - даже матерым офицерам, прошедшим огонь, воду и медные трубы. А что касается кафе - так и корреспонденты "В", за последние шесть лет восемь раз вылетавшие в Чечню и Дагестан, многократно обедали и ужинали в придорожных забегаловках. А что делать? Посидеть по-человечески хочется всем, тем более когда, казалось бы, уже подходит к концу тяжелая 90-суточная командировка и до возвращения домой вот-вот, рукой подать...

Кстати, и в последней командировке - в конце августа - корреспондент "В" побывал в Чири-Юрте, на основной базе приморского СОБРа. 30 километров к югу от Грозного, пыльное, спокойное село...

Спокойное...

СОБР - одно из самых молодых (наряду с ОМОНом) подразделений в системе российской милиции. В Приморье это подразделение существует с 1993 года. Однако и до последнего черного воскресенья собровский мартиролог насчитывал четыре фамилии.

22 апреля 1995 года во время обстрела в Грозном погиб оперуполномоченный СОБРа, лейтенант милиции Николай Перьков. Посмертно награжден медалью "За отвагу".

3 мая 1996 в Грозном подорвался на мине начальник оперативно-боевого отделения СОБРа, майор милиции Сергей Бондарев. Посмертно награжден орденом Мужества.

20 августа 1996 года во время штурма Грозного боевиками и при защите здания УВД Чеченской республики, прикрывая отход своих бойцов, погиб от пули снайпера заместитель начальника СОБРа подполковник милиции Владимир Марченко. Посмертно присвоено звание Героя России. Улица, на которой во Владивостоке располагается здание СОБРа, теперь носит его имя.

31 октября 1999 года (ровно год назад) на блокпосту недалеко от села Аксай на границе Чечни и Дагестана погиб командир приморского СОБРа, майор милиции Константин Илющенко.

Теперь к этому скорбному списку добавятся сразу пять фамилий.

На момент подписания этого номера "В" в печать еще ничего не было известно о дате доставки во Владивосток тел погибших офицеров приморской милиции. Нет пока детальной информации и о состоянии раненых собровцев. В ближайших номерах мы рассчитываем рассказать о них подробнее.

Дай бог мужикам выкарабкаться!..

И еще: на момент подписания этого номера в печать траур в Приморье так и не объявили.

А стоило бы. Таких потерь у нас до сих пор не было.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Андрей ОСТРОВСКИЙ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"