Глубины подводных трагедий
Тела четверых подводников были обнаружены после нескольких часов работы двух смен российских водолазов, проникших на "Курск". Не исключено, что во время пожара подводники смогли перейти в седьмой отсек, где, по словам адмирала Моцака, могло быть больше всего членов экипажа. Из доклада же российского водолаза следует, что отсутствуют на привычных местах индивидуальные дыхательные аппараты. Скорее всего моряки пытались ими воспользоваться. Значит ли это, что на атомоходе кто-то оставался в живых?
Тела четверых подводников были обнаружены после нескольких часов работы двух смен российских водолазов, проникших на "Курск". Не исключено, что во время пожара подводники смогли перейти в седьмой отсек, где, по словам адмирала Моцака, могло быть больше всего членов экипажа. Из доклада же российского водолаза следует, что отсутствуют на привычных местах индивидуальные дыхательные аппараты. Скорее всего моряки пытались ими воспользоваться. Значит ли это, что на атомоходе кто-то оставался в живых?
Главком ВМФ Куроедов заявляет, что “Курск” погиб, столкнувшись с “другой” лодкой. Но столкновения были и раньше...
Сначала страна, затаив дыхание, ждала ответа на вопрос: ” Живы ли?” Потом гневно вопрошала: “Почему молчали?” Сейчас недоуменно вглядывается в мутные картинки со дна Баренцева моря: “Поднимут ли тела?”
На реализацию этого “проекта века” брошены огромные средства. Немалые деньги в валюте Россия платит норвежцам. Командование военно-морского флота при всех мерах безопасности все-таки рискует жизнями водолазов. Трагедия с “Курском” показала полную несостоятельность поисково-спасательных сил ВМФ России. Нет, вины нынешнего главкома адмирала Владимира Куроедова в этом, наверное, нет. В период, когда все бросились согласно руководящим и указующим директивам обогащаться любой ценой, ПСС флота попросту распродали. За бесценок. На металл.
Во флотских байках погоны “СФ” (Северный флот) расшифровывали всегда как “Современный флот”. Это так и есть. Именно на Север отправляли лучшие корабли, лучшую спецтехнику, спасательные аппараты. К счастью, разграбили не все. Но оставшегося для спасения “Курска” оказалось недостаточно.
На Тихоокеанском флоте все гораздо сложнее. Спасательная субмарина “Ленок”, способная проводить уникальные глубоководные операции, разрезана на “Дальзаводе”, океанский спасательный буксир “Фотий Крылов” - универсальное судно, незаменимое при оказании помощи терпящим бедствие надводным кораблям, зарабатывает валюту во фрахте в Средиземноморье, туманна и судьба спасательного буксира “МБ-408”.
Да, осталось еще на Тихоокеанском флоте спасательное судно “Алагез”. Да, остался еще его экипаж, состоящий из специалистов экстра-класса. Но этого явно недостаточно. Не приведи господи, случись на флоте в море ЧП, спасать терпящих бедствие будет некому.
Как говорят специалисты, радует то, что в большинстве своем и большую часть времени боевые корабли ТОФ стоят у стенки. Именно поэтому чрезвычайных происшествий в море теперь почти нет.
И напрасно думать, что так будет всегда. Как показывает практика, аварии являются неразлучными спутниками боевой службы. К примеру, за последние 35 лет эксплуатации на Тихоокеанском флоте зарегистрировано более 70 аварий и инцидентов с атомными подводными лодками и лодками, несущими ядерное оружие. В числе прочего зафиксировано по меньшей мере девять случаев пожаров, семь технических и три ракетные аварии, восемь касаний грунта, 20 столкновений. По неофициальным данным, в результате инцидентов погибли не менее 107 человек, примерно 1390 были облучены.
“Эхо” Чернобыля
Считается, что самыми несчастливыми были лодки проекта 675 (по натовской классификации Echo-2). Субмарины этого класса относятся к лодкам первого поколения. Они строились на стапелях производственного объединения “Севмашпредприятие” в Северодвинске и на Амурском заводе в Комсомольске-на-Амуре по проекту объединенного конструкторского бюро морской техники “Рубин”. Первые лодки этого проекта пришли на Тихоокеанский флот в начале 60-х годов. Всего в боевом составе ТОФ числилось 18 субмарин этого класса.
За время эксплуатации на Тихоокеанском флоте зафиксировано по меньшей мере 13 аварий и инцидентов с лодками этого проекта. Самая известная авария – “приморский Чернобыль” – произошла в бухте Чажма в 1985 году. 10 августа на стоящей у пирса подлодке
“К-431” под командованием капитана 2-го ранга Лукьяна Федчика из-за нарушения правил перезарядки произошел взрыв крышки реактора. В результате аварии 10 человек погибли и по меньшей мере 913 оказались облученными.
Гораздо меньше известно о других катастрофах. К примеру, мало кому известно, что в 1979 году на АПЛ с тактическим номером “К-116” произошла похожая трагедия. 1 июля в Тихом океане во время боевого дежурства на лодке под командованием капитана 2-го ранга Шестака также произошел подрыв крышки реактора. По данным “В”, в результате аварии девять человек погибли и больше 100 получили довольно серьезные дозы радиоактивного облучения.
28 человек погибли в результате столкновения АПЛ проекта “Эхо-2” “К-56” с гражданским судном “Академик Берг”. Это произошло 14 июня 1973 года в заливе Петра Великого. Лодка получила пробоину во втором отсеке, оказались повреждены аккумуляторные батареи. Большинство из пострадавших погибли в результате отравления ядовитым газом, содержавшимся в аккумуляторах.
Другая страшная трагедия с лодкой этого типа произошла 29 сентября 1985 года. На АПЛ “К-175” под командованием капитана 2-го ранга Кондакова в районе острова Дахлак у берегов Эфиопии произошла закачка в систему охлаждения хлористого кальция вместо аммиака. В результате происшествия пострадали 137 человек.
Несчастливые “Скаты”
Несчастливыми оказались и подводные лодки проекта 670 А “Скат” (по натовской классификации Charlie-1). С 1968 года на Тихоокеанском флоте произошло по меньшей мере 12 аварий и инцидентов с лодками этого класса.
Субмарины проекта “Скат” считались лодками второго поколения. Они строились на заводе “Красное Сормово” в Горьком по проекту конструкторского бюро “Лазурит”. Всего было построено 11 атомных крейсеров этого проекта, причем все “Скаты” базировались на Тихоокеанском флоте.
Любопытно, что самая первая авария с атомными подводными лодками проекта 670 А произошла в декабре 1970 года. На субмарине “К-329”, строившейся на стапелях “Красного Сормова”, произошел неконтролируемый пуск реактора. Аварии сопутствовали пожар и выброс радиации. О числе пострадавших в результате этого инцидента ничего неизвестно, вместе с тем сообщается, что не менее 100 человек получили значительные дозы облучения.
Следующий инцидент с АПЛ проекта 670 А зарегистрирован 18 октября 1976 года. У берегов Камчатки подлодка умудрилась попасть в сети японского траулера.
Но наиболее несчастливыми для лодок этого класса оказались 80-е годы.
Самая страшная трагедия в истории “Скатов” произошла в 1983 году. В бухте Саранной погибла лодка с тактическим номером “К-429” под командованием капитана 2-го ранга Николая Суворова. Из-за ошибки экипажа субмарина, приняв в свое нутро примерно 400 тонн забортной воды, легла на грунт на глубине 38 метров. В затопленном третьем отсеке погибли 14 человек. Еще два человека погибли при аварийном выходе из лодки. Об этой трагедии “В” подробно рассказывал в номере за 13 октября. Кстати, эта же лодка в 1985 году затонула вторично в бухте Крашенинникова. К счастью, в этом случае обошлось без жертв.
Два инцидента с АПЛ класса “Скат” произошли в 1985 году. 25 января на лодке с тактическим номером “К-121” во время боевой службы в море произошла техническая авария. Произошло попадание дизельного топлива вспомогательных двигателей в систему воздуха высокого давления через негерметичный клапан. А буквально через несколько дней - 4 февраля в Тихом океане на другой лодке - “К-25” произошел пожар. К счастью, обе эти аварии обошлись без человеческих жертв.
Кстати, вышеупомянутая подлодка “К-121” в печальном списке инцидентов отличилась дважды - 1 марта 1987 года эта субмарина под командованием капитана 2-го ранга Мякишева потерпела аварию в Авачинской губе на Камчатке. Лодка коснулась грунта, повредив кормовое оперение и вертикальный руль.
Когда ангел-хранитель спит
Тем не менее в печальном списке аварий и инцидентов “К-121” отнюдь не лидер. Рекордсменом по количеству чрезвычайных происшествий по праву может считаться субмарина “К-122” проекта 659 “Эхо-1”. Лодки, как и люди, бывают счастливыми и не очень. Судя по всему, когда закладывали эту субмарину, ангел-хранитель крепко спал. За 13 лет существования подлодка пережила четыре ЧП.
Начало серии инцидентов с “К-121” положил целый ряд аварий в боевом походе 1970 года. 7 мая в проливе Сокара при преследовании субмарины противника лодка под командованием капитана
1-го ранга Копьева столкнулась с подводной скалой. А спустя пять дней на этой же лодке возникли пожар и задымленность в отсеках. Часть экипажа получила отравления угарным газом, однако точное число пострадавших до сих пор неизвестно. Через три года на этой же лодке, находившейся в подводном положении в Японском море, произошел пожар. Из-за неосторожности на камбузе случилось возгорание в 8-м отсеке субмарины. К счастью, пострадавших в этой аварии не было.
Лодку вывели из боевого состава ТОФ в 1980 году после страшной трагедии – 21 августа на “К-122”, находившейся в 85 милях восточнее Окинавы, произошел пожар в отсеках силовой установки. В результате инцидента на подлодке под командованием капитана 1-го ранга Сизова погибли 14 человек. Лодка потеряла ход и требовала буксировки. На помощь терпящей бедствие
“К-122” отправились спасательные суда Тихоокеанского флота. Буксировать субмарину можно было только через территориальные воды Японии, однако власти этой страны запретили проход без гарантий ядерной безопасности. СССР такие гарантии дал. Но, как оказалось позже, японские условия выполнены не были. После исследований, проведенных на маршруте следования аварийной АПЛ, было выявлено радиоактивное загрязнение воды и воздуха.
Не очень счастливая судьба была уготована и атомоходу “К-451” проекта 667 А (Yankee-1). Эта лодка фигурирует в списке аварий и инцидентов трижды.
2 сентября 1978 года на находящейся в Тихом океане “К-451” произошло возгорание турбогенераторов. В сентябре 1984 года эта же лодка при форсировании пролива Диана в подводном положении ударилась о грунт на глубине 68 метров, а три года спустя в Арктике на перископной глубине столкнулась со льдами. К счастью, все инциденты обходились без далеко идущих последствий.
Всего же на Тихоокеанском флоте зарегистрировано семь происшествий с участием лодок этого проекта.
Как столкнуться в океане
Неоднократно атомные подводные лодки Тихоокеанского флота сталкивались с иностранными субмаринами. Так, атомная подводная лодка проекта 675 “К-108” под командованием капитана 1-го ранга Багдасаряна стала участницей подобного ЧП. В Охотском море “К-108” при погружении столкнулась с американской субмариной “Тотог” (тактический номер SSN-639). Обе лодки получили серьезные повреждения, однако, к счастью, обошлось без жертв. Инцидент произошел 20 июня 1970 года. А спустя год, 1 мая 1974 года, подлодка под командованием капитана 2-го ранга Антоновского столкнулась лоб в лоб с американской АПЛ “Пинтадо” (тактический номер SSN-672). На американской субмарине в результате происшествия была повреждена носовая гидроакустическая станция, заклинило затворы торпедных аппаратов, еще часть носовых механизмов получила повреждения средней тяжести.
Спустя 12 лет другая АПЛ – “К-10” столкнулась на глубине 54 метров с китайской подлодкой класса “Хань”. Случилось это в Филиппинском море. После столкновения обе лодки всплыли на поверхность. Повреждения были незначительными. После опознания “К-10” продолжила выполнение боевых задач.
Ошибка Хватова
По мнению специалистов, 55 процентов всех аварий происходит по вине личного состава. Происшествие, случившееся в августе 1968 года с подлодкой “К-108”, лишнее тому подтверждение. Тогда АПЛ проекта Echo-2 ударилась в основание японского острова Окинава. Авария произошла по причине штурманской ошибки – при определении координат штурман с командиром ошиблись ни много ни мало на 60 миль. То ли штурману обнулили лаг, то ли кто-то небрежно обращался с картой, но, как бы там ни было, факт остается фактом.
Любопытно в этой ситуации другое. Пожалуй, после этой курьезной аварии никто даже в самых страшных снах не мог и представить, что спустя годы допустивший столь грубую ошибку командир лодки станет командующим Тихоокеанским флотом. Наверное, предположи кто такое в 1968 году, бедолагу подняли бы на смех. Но пути господни неисповедимы – протаранивший Окинаву капитан 2-го ранга Геннадий Хватов спустя двадцать с лишним лет после инцидента получил свою адмиральскую звезду, а после был назначен командующим ТОФ.
Адмиральские звезды получил и Александр Конев. 10 сентября 1983 года его АПЛ “К-45” столкнулась с рыболовным траулером “Новокачалинск”. Александр Васильевич Конев нынче вице-адмирал и первый заместитель командующего ТОФ.
“Бодался теленок с дубом”
Любопытно, но иногда аварии на атомных подводных лодках способны изменять географию. В Филиппинском море есть так называемая банка Каспера. Она получила свое название по имени капитана 1-го ранга Каспера – командира АПЛ
“К-469”. 16 июля 1976 года в 2 часа 23 минуты его лодка на глубине 263 метра столкнулась с коралловым рифом. Столкновение, как выяснилось позже, произошло из-за ошибки гидроакустика, принявшего отражавшиеся от рифа собственные шумы за шумы иностранной подлодки. Все виновные были жестко наказаны, а Филиппинское море обогатилось новым географическим названием.
А следующая история получила у подводников звучное название “Бодался теленок с дубом”. 21 марта 1984 года атомная подводная лодка проекта 671 (Victor-1) “К-314” столкнулась с американским авианосцем “Китти Хок”(CV-63). Субмарина под командованием капитана 2-го ранга Евсеенко, следившая за авианосной ударной группировкой противника, находилась впереди “Китти Хока”. В 23 часа 00 минут по хабаровскому времени лодка поменяла курс, а спустя три минуты авианосец водоизмещением 81 тысяча тонн ударил “К-314” в кормовую часть правого борта. В результате скользящего удара рубка и легкий корпус советской лодки получили незначительные повреждения, был смят правый горизонтальный стабилизатор, у “К-314” заклинило правый гребной вал и разбило мортиру гребного вала с гребным винтом. “Китти Хок” получил небольшую подводную пробоину в районе самолетного бензобака правого борта. Видимо, бог хранил наших подводников. Обычно повреждение винторулевой группы означает для лодки верную смерть. К счастью, в марте 1984 года все обошлось без жертв. Лодку удалось спасти. А на “Китти Хок” еще долго лихим словом поминали русских подводников. Хотя, по правде сказать, американцам в этом случае надо было бы винить своего акустика, не сумевшего обнаружить субмарину противника.
Богатые американцы тоже плачут
Неправильно думать, что высокая аварийность – это отличительная черта исключительно российского и советского флота. Американцы сталкиваются с теми же проблемами.
30 мая 1958 года американская подводная лодка USS Stickleback (SS-415), буксируемая после столкновения с эсминцем, затонула недалеко от Гавайских островов. Вся команда была снята с лодки до того, как та ушла под воду.
Самыми крупными катастрофами в истории американского подводного флота остаются гибель АПЛ “Трешер” и “Скорпион”. USS Thresher (SSN-593) была первой АПЛ нового класса “Пермит”, оборудованной опытной ядерной энергетической установкой. Максимальная глубина погружения достигала 400 м. 10 апреля 1963 года после 9-месячного ремонта USS Thresher вышла в море в сопровождении другой АПЛ USS Skylark (ASR-20) для глубинных испытательных погружений. Помимо 16 офицеров и 96 матросов на борту находились 17 гражданских исследователей-техников. Через 15 минут после достижения заданной глубины с “Трешера” на “Скайларк” по телефону поступило сообщение о возникших “трудностях”. Затем на “Скайларке” услышали звук, “словно воздух врывается в цистерны”, после чего наступила тишина. Позднее спасательный корабль обнаружил над местом катастрофы различные обломки и мусор, включая куски внутренней обшивки. Причиной катастрофы, вероятно, послужила утечка воды из трубопровода в машинном отделении, что помешало лодке всплыть на поверхность. Все 129 членов экипажа погибли. Лодка лежит на глубине 2600 м, ее прочный корпус был разрушен и распался на несколько крупных частей.
22 мая 1968 года АПЛ USS Scorpion (SSN-589) класса “Скипджек” затонула на глубине 3600 м в 400 милях на юго-запад от Азорских островов. Согласно существующей версии причиной катастрофы явился взрыв на борту субмарины. На ее борту были девять офицеров и 85 матросов. Все они погибли. АПЛ несла две торпеды “Астор” с ядерными боеголовками.
Еще в одном случае в апреле 1988 года дизельная ПЛ USS Bonefish (SS-582) с экипажем 92 человека была выведена из строя пожаром, вспыхнувшим в аккумуляторном отсеке в 160 милях от побережья Флориды. Лодка совершала учебное плавание. ПЛ всплыла, и
команда получила приказ покинуть ее, однако трое матросов во время борьбы с огнем погибли. Оставшиеся 89 человек были благополучно эвакуированы. Сама ПЛ после пожара была отбуксирована в порт и позднее выведена из состава флота из-за слишком больших повреждений.
Есть и более свежие примеры. 11 февраля 1992 года российская субмарина “К-239” проекта 945 “Карп” (Sierra) в Баренцевом море, в территориальных водах России, столкнулась с американской ударной АПЛ “Батон-Руж”. На прочнейшем титановом корпусе российской лодки остались детали с клеймом “Сделано в США”. Если бы удар пришелся немного в сторону, то “Батон-Руж” неминуемо бы затонула. Она и так вернулась с серьезными повреждениями. У российской ПЛ их не было.
11 февраля 1998 года многоцелевая атомная подводная лодка протаранила при всплытии рыболовецкое судно. Инцидент произошел в семи милях от побережья Южной Кореи. Гражданское судно в результате столкновения затонуло, его экипаж, к счастью, удалось спасти. В том же году 19 марта подводный атомный ракетный крейсер Kentucky класса Ohio у берегов США столкнулся с многоцелевой подлодкой San-Juan класса Los Angeles.
Не бывает героически погибших экипажей тренажеров
Подводное плавание – это особый род военно-морской службы. Он не имеет аналогов. Это специфический мир. И если сухопутного солдата можно обучать не в бою, а что называется, на пальцах и в общем-то без ущерба для качества военного образования, то с подводниками все гораздо сложнее.
Корабли должны ходить в море. По нескольку раз в год. Всем памятна трагедия подводной лодки “Комсомолец”, погибшей в 1989 году. Тогда причиной катастрофы стало незнание экипажем собственной техники. Эксплуатировать материальную часть надо вживую. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что в море она работает так же, как и на земле, на тренажерах. Ни один тренажер, ни один учебник этого не заменит.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"