Бензин, похоже, начал дешеветь. Пока только в Москве и Санкт-Петербурге..

Бензиновый прогноз вице-премьера Виктора Христенко, озвученный в СМИ и в Интернете две недели назад, начал, как ни странно, сбываться.

27 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №874 от 27 окт. 2000

Бензиновый прогноз вице-премьера Виктора Христенко, озвученный в СМИ и в Интернете две недели назад, начал, как ни странно, сбываться.

В начале октября о бензине говорили все кому не лень, причем вещи прямо противоположные. В Мин-энерго, к примеру, заверяли, что бензин (по крайней мере, до конца года) будет дорожать. Правительство устами вице-премьера Христенко утверждало, что как раз наоборот, будет дешеветь. Не больше сходства было и в мнениях других экспертов. Угадали оптимисты: в Москве и Питере цены на топливо в последние дни стали снижаться.

В среднем столичный автолюбитель сейчас отдает за литр “девяносто второго” 8 рублей 10 копеек - на два с лишним процента меньше, чем две недели назад. Житель Петербурга, где бензин всегда был дороже, чем в среднем по России, платит за тот же литр той же марки на те же два процента меньше - 9,3 руб. против 9,5. Дешевеет топливо и в Нижнем Новгороде: цена Аи-92 упала с 8,3 до 8 рублей. Впрочем, “восьмерка” - это далеко не лучшая цифра, которую можно встретить на российских автозаправках. Рекордно низкая цена на топливо, например, установилась в Башкирии - там литр “народной марки” стоит всего 7,4 руб. Бензиновая благодать, правда, не распространилась на остальные города Волжско-Уральского региона: так, в Самаре 92-й стоит 8,2 руб., в Кургане - 8,7, а в Челябинске уже 9 рублей. Дорожание продолжается на Северном Кавказе, где за две недели “девяносто вторые” цены подросли с 8,4 до 8,5 руб.

Впрочем, ни Кавказ, ни Урал самыми высокими ценами похвастать не могут. “Желтую майку лидера” у Питера совершенно неожиданно перехватил Дальний Восток, где Аи-92 продается уже по 11 рублей за литр. В Тюмени “народная марка” перепрыгнула рубеж в 8 рублей и продается по 8,2 за литр. Цена по общероссийским меркам, конечно, скромная, но автомобилизированные нефтяники до сих пор не могут понять причин повышения цен на продукт, ими самими и добываемый. До кризиса еще далеко, но отдельные недовольные там встречаются все чаще и чаще. Интересно, что (опять-таки вопреки официальным заверениям) во многих регионах России бензин вообще закончился. В Екатеринбурге, например, Аи-92 перестали продавать за наличные - только по карточкам. Та же ситуация и в Краснодарском крае. Кстати, нехватка бензина уже начала приводить к трагическим случаям: в субботу, например, в Ростове-на-Дону скончался один из участников голодовки инвалидов-чернобыльцев - все из-за того, что “скорая помощь” не смогла залиться вовремя.

Если верить официальным заявлениям, к 2001 году бензиновая ситуация полностью стабилизируется. Как заявил президент Московской топливной ассоциации Сергей Борисов, несмотря на то, что государству все сложнее следить за сохранением нефти и, соответственно, бензина на внутреннем рынке из-за большого дисбаланса в ценах внутри и вне страны, оно предпримет все возможное, чтобы не допустить дальнейшего повышения цен. Как утверждают власти, нынешняя ситуация, когда в одних регионах цены растут, а в других уже падают, временная, и связана она, по их мнению, с незначительными проблемами, которые испытывают бензинопроизводители при адаптации к новым пошлинам. Впрочем, по всей видимости, вера в торговцев горючим мала даже у государства, потому что, по словам того же Борисова, не исключена возможность создания резервного фонда нефтепродуктов - “как средства воздействия на ценообразование на ГСМ в случае значительного роста цен”.

Есть, впрочем, и другая точка зрения. По слухам и досужим домыслам экспертов и аналитиков, государственная политика к падению цен не имеет ни малейшего отношения. По некоторым данным, во всем виноваты “бензиновые короли”, которым, как утверждается, некоторое понижение цен на внутреннем рынке может быть выгодно благодаря росту объемов реализации.

Пока что радует в бензиновых ценах только одно: народная примета нового времени - что происходит с бензином в Питере, то потом происходит и везде - пока что сбывается. А там бензин дешевеет...

Автор: Алексей Шмелев, Gazeta.ru в Интернете