Вовка Чернов теперь в тельняшке и на полном полковом довольствии

Газета “Владивосток” (7.04. с.г.) рассказала о 13-летнем уличном бродяжке Володе Чернове, которого местные пацаны окрестили просто Рыжий. История его по нынешним временам и нравам до банальности проста. И тем страшна. Его родители, имеющие троих детей, запили, продали благоустроенную трехкомнатную квартиру во Владивостоке и подались по городам и весям Приморья искать лучшей доли. Вовка попал в интернат – отца с матерью к тому времени лишили родительских прав. С горем пополам окончил третий класс. Весной прошлого года его снова передали в семью – многопьющую мать почему-то восстановили в правах. Но жить дома Вовка уже не захотел – ударился в бега.

26 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №873 от 26 окт. 2000

Газета “Владивосток” (7.04. с.г.) рассказала о 13-летнем уличном бродяжке Володе Чернове, которого местные пацаны окрестили просто Рыжий. История его по нынешним временам и нравам до банальности проста. И тем страшна. Его родители, имеющие троих детей, запили, продали благоустроенную трехкомнатную квартиру во Владивостоке и подались по городам и весям Приморья искать лучшей доли. Вовка попал в интернат – отца с матерью к тому времени лишили родительских прав. С горем пополам окончил третий класс. Весной прошлого года его снова передали в семью – многопьющую мать почему-то восстановили в правах. Но жить дома Вовка уже не захотел – ударился в бега.

Когда мы узнали про Вовку, а было это ранней, стылой весной, он ночевал на площадке у лифта в своем прежнем доме, прямо на голом цементном полу.… Простуженный, осипший, в драных кроссовках и легкой джинсовой курточке, от которой шибало таким стойким ацетоновым духом, что слезы наворачивались. Тогда Вовка просил только об одном: “Пусть меня возьмут в армию, сыном полка. Я исправлюсь и учиться буду!”

Мы обещали помочь. 21 октября Володе Чернову исполнилось 14 лет – с этого возраста его уже можно определять в воинскую часть воспитанником. Спустя день редакционный джип мчал его в полк связи и радиотехнического обеспечения морской авиации Тихоокеанского флота. Рядом с парнем были заместитель командира по воспитательной работе подполковник Александр Ситников и полковой психолог Дмитрий Михайлов.

Эта воинская часть, расположенная в черте Владивостока, сразу же откликнулась на весеннюю газетную публикацию. “Готовы хоть сегодня взять Вовку сыном нашего полка”, - сообщили они в коротком письме. Но за долгие полгода люди в погонах так и не смогли оформить необходимые документы. До сих пор из Белокаменной не поступил перечень воинских частей, которые имеют право принимать на воспитание мальчиков-сирот или оставленных без попечения родителей. И это при том, что специальное постановление правительства (№ 124) “Об утверждении положения о зачислении несовершеннолетних граждан РФ в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия” вышло еще в феврале с.г. А в сентябре было утверждено новое положение о статусе воспитанников воинских частей.

Командир полка связи и его заместитель по-мужски взяли ответственность на себя – очень уж медленно чиновники “поспешают”. Ведь времени у Вовки, как, впрочем, у тысячи с лишним приморских беспризорников – голодных, безграмотных, вороватых, – нет. Каждый месяц, неделя промедления могут привести любого из них либо в тюрьму, либо на больничную койку, либо…...

Редакция “В” все это время тоже не сидела сложа руки. Пока парнишка находился в центре временной изоляции для несовершеннолетних, корреспондент “В” отправился на хутор, недалеко от станции Раздольное, где живут родители Вовы. Мать и отец без долгих разговоров написали заявление с просьбой куда-нибудь определить их сына. “Пусть живет, как знает”, - “благословила” мамаша. Так В. Чернов попал в краевой социально-реабилитационный центр. И действительно, де-юре у Вовы Чернова есть родители, которым де-факто он не нужен…

Вовка ждал нас при полном параде. Куртка, свитер, туфли – приданное, собранное для пацана сотрудниками редакции весной – на вырост, сейчас оказалось впору. Парень за лето вытянулся, щеки округлились, ежик волос стал, кажется, еще рыжее. Пока взрослые беседовали, обменивались телефонами и необходимыми документами - выписка–из личного дела, табель успеваемости, рекомендации психолога – Вова не проронил ни слова. Только крутил головой во все стороны и напряженно стрелял синими глазищами. И разулыбался во весь рот лишь, когда подполковник Ситников приобнял его за плечи. По всему чувствовалось – поверил: мечта сбывается!

- Володя очень смышленый, расторопный и артистичный парень, - заместитель директора центра Татьяна Кузнецова и не пытается скрыть волнение – это первые проводы “сынка” в армию. Он быстро выравнялся в учебе, а в самодеятельных спектаклях играл сразу по несколько ролей – и это ему блестяще удавалось. Но перипетии ранней “взрослой” жизни оставили свой след. Крепкое мужское плечо ему сейчас просто необходимо.

- Надеюсь у парня появится настоящая, пусть военная семья, - басит подполковник Ситников.- Моему Максиму тоже в этом году четырнадцать исполнилось, считай, второй сын появился. Ребята в телеграфно-телефонном батальоне, где будет “служить” Володя, ждут “новобранца” с особым нетерпением. Определим его в ближайшую 60-ю школу. Тетради, учебники – не проблема. Обмундирование – тельняшка, бушлат, шинель – то, что положено воспитаннику полка – тоже будет. Словом, все виды довольствия, включая две иголки и нитки.

Через месяц, после того, как Вова пройдет курс молодого бойца – вы его не узнаете. Для начала мы хотим сделать его барабанщиком. А потом и специальность дать – радист, радиотелеграфист, водитель – пусть выбирает на свой вкус.

Главное ему сейчас к распорядку привыкнуть – подъем в 6 час. 30 мин. – зарядка, туалет, завтрак, занятия, кросс. Зимой – хоккей, летом футбол, раз в неделю бассейн. Но первые три дня мы ему, конечно, дадим осмотреться…

Опыт работы с подростками у подполковника Ситникова немалый. Во время службы в Школе младших авиационных специалистов он руководил клубом “Тихоокеанские орлята”, где занимались до сотни ребятишек. Жаль, с перестройкой все рухнуло.

В кубрике Володина кровать, заправленная синим суконным одеялом, стоит рядом с кроватью младшего сержанта Андрея Дейснера. Этот симпатичный, бравый парень отныне Вове как старший брат. Хочется верить, что ему с ним повезет. Так же как повезло в свое время с соседкой Ольгой Ивановной. Именно она позвонила полгода назад в редакцию и рассказала про судьбу Вовки-бродяжки…

Редакция “В” продолжает акцию – “Беспризорные дети”. В следующей нашей публикации мы сообщим, как будет документально проходить военное “усыновление” Володи Чернова и еще 11 ребят, которых взяла под свое крыло бригада воздушно-десантных войск.

Компетентно

Сыном полка может стать мальчик в возрасте 14-16 лет, сирота или оставленный без попечения родителей. При этом он должен иметь группу здоровья не ниже второй…

В соответствии с недавно утвержденным правительством РФ “Положением о статусе воспитанников воинских частей” каждый сын полка имеет право получить бесплатное среднее образование непосредственно по месту дислокации воинской части, за которой он закреплен.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток"