Корабли ТОФ отправятся гасить арабо-израильский конфликт?
Не исключено, что в самое ближайшее время в Средиземное море и в район Персидского залива будут направлены российские боевые корабли. По некоторым данным, это вызвано обострением арабо-израильских отношений, перерастающих в полномасштабную войну в регионе. В пресс-центре ТОФ корреспонденту “В” заявили, что соответствующего приказа на Тихоокеанском флоте пока не получали, однако если такое решение будет принято, воины-тихоокеанцы готовы будут его выполнить.
Не исключено, что в самое ближайшее время в Средиземное море и в район Персидского залива будут направлены российские боевые корабли. По некоторым данным, это вызвано обострением арабо-израильских отношений, перерастающих в полномасштабную войну в регионе. В пресс-центре ТОФ корреспонденту “В” заявили, что соответствующего приказа на Тихоокеанском флоте пока не получали, однако если такое решение будет принято, воины-тихоокеанцы готовы будут его выполнить.
Во времена существования Советского Союза в этом непростом регионе на постоянной основе базировались две оперативные эскадры (ОПЭСК) ВМФ СССР. Пятая ОПЭСК находилась в Средиземном море, ее основу составляли корабли Черноморского и Северного флотов, в Индийском же океане и Персидском заливе базировалась 8-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота.
В Средиземном море советские боевые корабли начали нести боевую службу на постоянной основе в середине 60-х годов. По мнению специалистов, именно быстрое наращивание боевой мощи ВМФ Советского Союза в регионе в 1967 и 1973 годах позволило стабилизировать обстановку на Ближнем Востоке, не позволив 6 флоту США вмешаться в арабо-израильский конфликт на стороне Израиля и увеличить его масштабы. В 1983 году эту же функцию выполнила средиземноморская ОПЭСК в ходе известных событий в Ливане.
Объединение кораблей в Средиземном море было создано в 1976 году. В состав ОПЭСК входило в среднем около 40 кораблей, в том числе две-три атомные подводные лодки, три-пять дизельные лодки, три-четыре крупных надводных корабля с ракетным вооружением на борту и 7-10 противолодочных кораблей. В то время для советских боевых кораблей были открыты порты Алжира и Сирии.
Примерно в то же время создается постоянно действующая группировка кораблей в Персидском заливе. Чуть позже группировка получила статус эскадры. Большинство задач в этом регионе решали корабли Тихоокеанского флота. В разные годы в состав 8 ОПЭСК входило от 5 до 20 боевых единиц ТОФ, в том числе атомные и дизельные подводные лодки, крупные надводные корабли, сторожевые и большие противолодочные корабли, суда обеспечения.
8-я оперативная эскадра имела две точки постоянного базирования – это группа островов Дахлак в Красном море в непосредственной близости от берегов Эфиопии и принадлежащий Народно-демократический республике Йемен остров Сокотра в Аравийском море.
В 80-х годах в состав группировки входили тяжелые авианесущие крейсеры “Минск” и “Новороссийск”, большие противолодочные корабли “Адмирал Виноградов”, “Маршал Шапошников”, “Адмирал Спиридонов” и другие.
Во время войны в Персидском заливе корабли 8-й оперативной эскадры неоднократно участвовали в сопровождении советских торговых судов - без потерь и повреждений в 84 конвоях они осуществили проводку 169 гражданских судов. Только один БПК “Маршал Шапошников” в период с 1987 по 1990 года принимал участие в 19 конвоях.
В начале 90-х из-за отсутствия должного финансирования сперва Советский Союза, а затем и Россия были вынуждены отказаться от постоянного присутствия боевых кораблей в регионе. Тем не менее в последнее время активно обсуждается идея воссоздания группировки кораблей в Средиземном море. В 1998 году на боевую службу в средиземноморье вышла 7-я эскадра Северного флота во главе с авианесущим крейсером “Адмирал Советского Союза Кузнецов”. Боевая служба продолжалась чуть более четырех месяцев.
Не исключено, что четвертая арабо-израильская война станет толчком к воссозданию постоянных группировок ВМФ России в Средиземном море и Индийском океане. По данным “В”, Тихоокеанский флот готов в любой момент направить в регион свои боевые корабли. Единственная проблема заключается в отсутствии топлива. Однако как полагают специалисты, в случае принятия соответствующего решения на высшем уровне, подобная проблема разрешится в момент.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"