В третьем тысячелетии будем есть мутантов

В дни Олимпиады в Австралии происходило еще одно событие мирового масштаба. На фоне игр, ознаменовавших конец тысячелетия, оно несколько потерялось. А зря. По мнению его участников, там закладывалась основа будущего развития человечества, и даже более того – его выживания.

13 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №866 от 13 окт. 2000

В дни Олимпиады в Австралии происходило еще одно событие мирового масштаба. На фоне игр, ознаменовавших конец тысячелетия, оно несколько потерялось. А зря. По мнению его участников, там закладывалась основа будущего развития человечества, и даже более того – его выживания.

О том, какие вопросы обсуждались в австралийском городе Таунсвилле на международном биотехнологическом конгрессе, рассказывает его участник, председатель ДВО РАН, директор Тихоокеанского института биоорганической химии, академик Георгий Борисович Еляков:

- Сегодня слово “биотехнология” знакомо даже детям. Знания в этой области позволяют управлять биологическими системами (любыми - от вируса до человека), вмешиваться в наследственность, улучшать свойства организма. Достижения в области генной инженерии грандиозны. Уже почти расшифрован геном человека, успешно идут работы по клонированию.

Сегодня одна из главных проблем, стоящих перед человечеством, - продовольственная. По данным различных международных организаций, на земле недоедает почти миллиард людей, а сотни миллионов просто голодают. До сих пор в слаборазвитых странах, в основном африканских, от голода умирают дети. А между тем население планеты стремительно растет и по прогнозам в ближайшее столетие увеличится до 20 миллиардов человек!

Как прокормить всех, когда количество плодородной земли сокращается? Бездумная интенсификация сельского хозяйства дает результаты. Но лишь на короткий срок. Лучший пример этому – Китай. Массированное освоение новых земель позволило накормить страну, но спустя несколько лет на месте полей возникли пустыни: многократно перепаханная, не “отдыхающая” почва просто исчезла из-за эрозии.

В последние годы человечество обратило взор на Мировой океан. В нем находится почти две трети пищевых ресурсов. Но мы уже знаем, что неисчерпаемых ресурсов нет. А потому нужно улучшать и беречь то, что имеем. Наступает время генной инженерии и биотехнологий. Можно, например, вводить “ген ускорения роста” лососю, и рыбка за год вырастет не на 30, а на 60 сантиметров. И это уже делается на канадских рыбозаводах. А атлантической креветке, целые колонии которой погибают от специфического вируса, вводят ген, делающий ее устойчивой к болезни.

- Георгий Борисович, но есть мнение, что трансгенные продукты небезопасны для человека…

- Самый великий селекционер – это эволюция. В генетический аппарат организма вмешивается посторонняя сила, которая трансформирует участки ДНК, придавая ему новые качества. Полезные свойства остаются, а то, что не годится, отмирает. Но если природе на это требуются миллионы лет, то инженер-генетик действует направленно и гораздо быстрее. Так что не стоит бояться генетически модифицированных продуктов, наоборот, именно они помогут человечеству решить продовольственную проблему.

Еще одна задача, над которой работают биотехнологи, – это производство лекарств. Сегодня даже синтетические препараты готовятся на основе природных организмов. Фармацевтической промышленности нужен надежный и дешевый источник сырья. Еще в начале нашего века обычный пенициллин стоил на вес золота, но как только удалось улучшить породу грибков, вырабатывающих лекарство, он стал доступен всем.

- Помимо сугубо научных проблем о чем говорили участники конференции?

- Обсуждались юридические, правовые и даже геополитические проблемы. Мировой океан сегодня – объект огромного экономического интереса, но принадлежит он всему человечеству. Пока он “поделен” просто – каждое государство, имеющее выход к морю, владеет двухсотмильной экономической зоной. Остальное – общее достояние, и мы говорили о том, как не допустить его монополизации экономически сильными державами и большими корпорациями.

К сожалению, Россия, как всегда, в этом вопросе опоздала. Оказалось, что “делить”, особенно в Тихом океане, почти нечего – множество маленьких островных государств с населением в 20 – 40 тысяч человек, но обладающих своей двухсотмильной зоной, давно находятся под протекторатом сильных морских держав. А мы потеряли инициативу во всем, даже в научных исследованиях.

- Георгий Борисович, расскажите о работе российской делегации.

- Стыдно сказать, но от нашей страны было всего два человека, я и профессор Валентин Аронович Стоник. Но даже наша поездка едва не сорвалась, потому что чиновники казначейства решили, что мы с коллегой летим в Австралию, чтобы посмотреть Олимпиаду. Обидно, что принять участие в работе форума не смогли ученые из Института биологии моря и ТИНРО-центра. На конференции говорилось о самых последних достижениях в области биотехнологий, и те 2 тысячи долларов, которые мы потратили на дорогу, ничто по сравнению с бесценной информацией, которую мы узнали и донесем теперь до коллег. Надо сказать, что Россия безнадежно отстала в этом вопросе от Запада. Государство не понимает всей важности проблемы инвестиций в науку даже тогда, когда они дают немедленную прибыль. На конгресс в Таунсвилл съехались не только ученые, но и бизнесмены. Да и само мероприятие было организовано на деньги крупных фармацевтических и биотехнологических корпораций и производителей марикультуры. Здесь заключались выгодные контракты, обсуждались планы сотрудничества. Весь мир понимает, что сегодня закладывается основа будущего благополучия землян.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, "Владивосток"