Академический шпионаж
Дальневосточное отделение Российской Академии наук готовится к очередному скандальному потрясению. 3 октября следователи УФСБ РФ по Приморскому краю завершили расследование и предъявили обвинение заведующему лабораторией акустических шумов Тихоокеанского океанологического института (ТОИ) ДВО РАН Владимиру Щурову.
Дальневосточное отделение Российской Академии наук готовится к очередному скандальному потрясению. 3 октября следователи УФСБ РФ по Приморскому краю завершили расследование и предъявили обвинение заведующему лабораторией акустических шумов Тихоокеанского океанологического института (ТОИ) ДВО РАН Владимиру Щурову.
Обвинение предъявлено сразу по трем статьям Уголовного кодекса РФ: по статье 188 - “Контрабанда”; статье 189 - “Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники”; и статье 283 - “Разглашение государственной тайны”. Если суд (а скорее всего это будет Приморский краевой суд) признает Щурова виновным по всем трем статьям, то ему может грозить лишение свободы сроком от 9 до 17 лет.
Вкратце немного предыстории: в августе прошлого года таможня в районе погранперехода Пограничный - Суйфэньхэ задержала телеметрическую аппаратуру, направлявшуюся в Китай. Таможенники решили, что система, созданная в лаборатории акустических шумов океана, может использоваться как в мирных, так и в военных целях. Буквально назавтра после ЧП на границе сотрудники ФСБ провели в лаборатории, которую возглавляет Владимир Щуров, повальный обыск, опечатали сейфы и компьютеры, изъяли документацию. Собственно, обо всем этом “В” рассказывал год назад. Говорили мы и о позиции ученых, которые категорически отвергают обвинения. В частности, в беседе с журналистами Щуров подчеркивал, что “прежде, чем подготовить систему к отправке в Китай, институт представил в таможню все необходимые заключения экспертов. Все разрешения таможни на экспорт системы были получены законным путем”. Одновременно Владимир Щуров категорически отверг обвинения в разглашении государственной тайны и незаконной передаче технологии двойного назначения.
Следствие между тем продолжалось, шло оно неспешно - более года, а результатом его стало предъявление трех вышеназванных статей УК РФ.
Справка “В”. Владимир Александрович Щуров 1940 года рождения, коренной приморец, уроженец села Новосысоевка Яковлевского района, в 1964 году окончил физико-математический факультет Дальневосточного госуниверситета, кандидат физико-математических наук, в 1980-1990 годах был начальником целого ряда морских научно-исследовательских экспедиций. Возглавляемая им вот уже много лет лаборатория акустических шумов располагает обширной базой акустических данных по окраинным морям и отдельным районам Тихого океана.
...Не дело журналиста определять степень виновности или невиновности подследственного. Право это принадлежит только суду и никому более. Он-то, надо полагать, и разберется.
Интереснее, пожалуй, даже тревожнее другое - тенденция в отношениях, складывающихся в последнее время между краевым управлением ФСБ и Тихоокеанским океанологическим институтом ДВО РАН. Потому что при ближайшем рассмотрении выясняется, что “дело Щурова” - лишь эпизод в непростой цепи этих отношений.
Началось все пять лет назад, когда возникло “дело Акуличева”. Директора ТОИ, академика, ученого с мировым именем местное управление ФСБ тогда обвиняло чуть ли не в шпионаже и измене Родине. Не знаю, получили ли следователи ФСБ за то “дело” ордена и звания, но, к счастью, и сегодня Виктор Анатольевич Акуличев руководит академическим институтом.
Следом - в прошлом году - возникло “дело Сойфера”, доктора наук, заведующего лабораторией ядерной океанологии ТОИ. Тогда сотрудники ФСБ провели обыски у него в лаборатории и дома, изъяли массу документов, компьютерные дискеты. Однако и на этот раз у следственного аппарата что-то не срослось. “Дело Владимира Сойфера” закончилось признанием полной невиновности блестящего ученого.
Теперь новое дело - Владимира Щурова.
Тут стоит добавить, что в советские времена ТОИ был одним из самых закрытых институтов ДВО РАН, подавляющее большинство разработок велось здесь по оборонной тематике. Главное направление - исследование акустической природы океана, а следовательно - способы обнаружения неприятельских субмарин и соответственно защита своих подводных лодок. Сколько эти люди без шума и рекламы сделали в своих лабораториях для укрепления обороноспособности страны - вряд ли подлежит какому-либо учету. Но, думаю, уж точно не меньше, чем все следственное управление местного УФСБ вместе взятое.
Возникает и еще одна мысль: если бы все, в чем следователи УФСБ пытались обвинить одного за другим ведущих ученых ТОИ, оказалось хоть чуточку правдой, то это была бы катастрофа пострашнее “Курска”. Ведь это бы означало, что главные секреты нашего подводного атомного ракетоносного флота систематически уплывали и уплывают к “супостатам”. К счастью, бдительность обыскивающих структур, зашкаливающая порой до уровня 37-го года, раз за разом оказывается чрезмерной.
...А что касается урона обороноспособности страны, то, думаю, особенно сильно его можно нанести, если одного за другим вышибать из седла ученых, эту самую оборону пытающихся укреплять.
Поводов же для таких (сулящих следователям новые звания) “наездов” хоть отбавляй. Взять хотя бы того же Щурова - он еще в начале
90-х принимал участие в научной конференции стран - членов НАТО в Кембридже, выступал с докладом. Причем интерес у зарубежных исследователей к его докладу был очень велик. Значит, смело можно записывать в шпионы - наверняка Родиной торговал...
...Недавно Владимиру Александровичу Щурову исполнилось 60 лет. Свой юбилей он встретил в больнице, где оказался с острейшим сердечным приступом.
Что касается даты начала судебного процесса - она пока неизвестна...
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток", Леонид Макогин (фото), специально для "В"