Война и мир председателя краевой думы
Один из двух приморских сенаторов, председатель краевой думы Сергей Жеков – частый гость на страницах нашей газеты. В силу того, что он вошел в состав рабочей группы Совета федерации по расследованию причин гибели АПЛ “Курск” и является членом комитета СФ по обороне и безопасности, каждое интервью Жекова нашей газете не обходилось без военно-морской проблематики. Владивосток является главной базой Тихоокеанского флота, и данная тема близка и понятна большинству горожан - читателей “В”. Однако в этот раз разговор спикера приморской думы с корреспондентом “В” начался с другой городской проблемы, поставленной ребром в выступлении по Приморскому радио главы городской администрации Юрия Копылова.
Один из двух приморских сенаторов, председатель краевой думы Сергей Жеков – частый гость на страницах нашей газеты. В силу того, что он вошел в состав рабочей группы Совета федерации по расследованию причин гибели АПЛ “Курск” и является членом комитета СФ по обороне и безопасности, каждое интервью Жекова нашей газете не обходилось без военно-морской проблематики. Владивосток является главной базой Тихоокеанского флота, и данная тема близка и понятна большинству горожан - читателей “В”. Однако в этот раз разговор спикера приморской думы с корреспондентом “В” начался с другой городской проблемы, поставленной ребром в выступлении по Приморскому радио главы городской администрации Юрия Копылова.
- Сергей Викторович, действительно ли краевая дума лишила Владивосток 200 миллионов рублей в канун отопительного сезона, промедлив с принятием закона “О статусе административного центра Приморского края”? Как сказал Юрий Михайлович, формальное отсутствие у города статуса краевой столицы не позволяет получить из краевого бюджета именно такую сумму…
- Эта история имеет давние корни. Еще в думе первого созыва в 1996 году был подготовлен соответствующий законопроект, но тогда по разным причинам он не был рассмотрен. Нынешняя дума второго созыва вернулась к этому вопросу: в комитете по региональной политике и законности усилиями депутата Игоря Крутых был создан полностью соответствующий требованиям федерального законодательства проект закона “О статусе административного центра Приморского края”. Но существует очередность подлежащих принятию законов, жизненно необходимых Приморью. В этой очереди десятки документов, и по утвержденному думой плану законопроект Крутых должен был рассматриваться только в декабре этого года. Сразу после июньских выборов главы администрации Юрий Копылов связался со мной по вопросу о статусе, состоялся конструктивный разговор, законопроект был передан для ознакомления в городскую администрацию. Мы получили его назад 9 июля, но начались парламентские каникулы, с которых депутаты вернулись в сентябре. Идя навстречу пожеланиям города, мы передвинули рассмотрение законопроекта с декабря на конец октября. Сразу отметаю обвинения в том, что дума виновата в недополучении Владивостоком средств на подготовку к зиме. Средства – а это действительно порядка 200 миллионов рублей из краевого бюджета - предназначены исключительно на цели обеспечения столичного статуса. По большей части это представительские расходы: выставки, конференции, аренда помещений под офисы различных общественных организаций и так далее. Более того, дума прямо заинтересована в скорейшем принятии закона о статусе краевого центра, если взглянуть на дело с точки зрения соответствия краевого законодательства федеральному. Проблема в том, что по федеральному закону от 4 июля сего года только президент РФ имеет право своим решением снимать с должности глав местного самоуправления краевых и областных центров. Остальных глав муниципальных образований может отстранять от должности губернатор. Формальное отсутствие столичного статуса у Владивостока делает главу города полностью подконтрольным краевой администрации, а это не стыкуется с современным российским законодательством.
- На прошлой неделе вы работали в Москве. Какие заботы удерживали вас в метрополии?
- Основных – две, причем тесно взаимосвязанные. Это работа в комитете СФ над проектом бюджета-2001 и заседания рабочей группы по расследованию причин гибели “Курска”, которые проводились весь последний месяц по четвергам. В рабочей группе, исследующей все предпосылки трагедии в Баренцевом море и возможности недопущения подобного в дальнейшем, существует четкое распределение обязанностей. Например, мой коллега, председатель Хабаровской областной думы Виктор Озеров занимается вопросами снабжения Тихоокеанского флота, другим членам СФ достались другие флоты. На мою долю пришелся вопрос финансирования Министерства обороны и ВМФ в целом. Я направил соответствующие запросы, в том числе и на ТОФ: в каком состоянии находится техника, когда она подлежит списанию, когда поступает новая техника, как обеспечиваются повседневные нужды флота и так далее. Командующий ТОФ ответил, что все необходимые данные подготовлены, но получить их можно только после разрешения Генштаба. Теперь жду ответа на свой запрос уже из Генштаба. Эта информация подлежит обобщению с данными по другим флотам и дальнейшему анализу.
- Сергей Викторович, сегодня Госдума должна будет принимать бюджет-2001 в первом чтении. Как вы считаете, отвечает ли бюджетный законопроект требованиям боеготовности армии и в особенности флота?
- Комитет по обороне и безопасности, в котором мы работаем вместе с губернатором Евгением Наздратенко, выразил свое несогласие с предложенным правительством порядком и размерами финансирования армии и флота. В Конституции РФ указано, что военные расходы должны составлять 3,5 процента валового национального продукта. В бюджетном законопроекте на данную статью выделено 206 миллиардов рублей, и эта сумма меньше требуемого Конституцией процента от совокупных 7750 миллиардов рублей всего бюджета в целом. А в реальности на армию и флот будет потрачено еще меньше, поскольку в этом году в графу военных расходов включены статьи финансирования, ранее проходившие по другим ведомствам. Например, расходы на содержание контингентов за пределами России, на железнодорожные войска, на господдержку оборонной промышленности. Несмотря на декларации об увеличении военного бюджета, он на самом деле нисколько не вырос. Аналогичная история происходит с обещанным увеличением денежного содержания военнослужащих на 20 процентов. Зарплату повышают, одновременно отбирая льготы по уплате подоходного налога, по квартплате и так далее. По нашим расчетам, в итоге военнослужащие только проигрывают. Еще одна проблема - запланированное сокращение вооруженных сил на 300 тысяч человек, за счет которого предполагается увеличить финансирование оставшихся войск. Наверное, это правильно, но недавно я побывал в Приморской флотилии подводных кораблей, так там теперь матроса просто так не увидишь, он стал редким экспонатом. Если раньше склад вооружения охраняли два взвода, то теперь – шесть стрелков ВОХР, а это в основном пожилые женщины. При сокращении офицеров и прапорщиков в бюджет нужно закладывать расходы на жилье для тех, кто не намерен оставаться в своих дальних гарнизонах. Но этого не сделано. И еще один важный момент: упомянутые 206 миллиардов выделяются целиком, без постатейной разбивки по родам войск, отдавая распределение на откуп министру обороны. С этим мы категорически не согласны, поскольку сложилась дурная традиция: если министр обороны – бывший танкист, то бюджетное одеяло перетягивается на танковые войска, если ракетчик, как сейчас, то все достается РВСН. Необходимо конкретизировать распределение средств в законе о бюджете, и тогда, я уверен, получивший право распределять ассигнования адмирал Куроедов не обидит родной для него Тихоокеанский флот. Показательный пример: созданное в военно-космических войсках коммерческое предприятие занимается запуском иностранных спутников устаревшими ракетоносителями. Заработали 942 миллиона долларов, из которых 940 досталось самим ракетчикам, а ВМФ получил только 2 миллиона. Все наши возражения и предложения переданы в согласительную комиссию, которая будет рассматривать их на следующей неделе.
Автор: Записал Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"