Цены на бензин стремятся к октановым числам

Неприятная новость для автомобилистов – с 1 октября подорожала сырая нефть на внутреннем рынке России. И сразу на 8-10 процентов. Это значит, что в очередной раз поднимутся цены на все виды бензина и дизельного топлива, а также авиационный керосин, мазут, битум и другие нефтепродукты. На прошлой неделе в целом по краю бензин А-76 стал дороже на 11,4 процента, высокооктановый АИ-93 – на 7,9 процента.

3 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №859 от 3 окт. 2000

Неприятная новость для автомобилистов – с 1 октября подорожала сырая нефть на внутреннем рынке России. И сразу на 8-10 процентов. Это значит, что в очередной раз поднимутся цены на все виды бензина и дизельного топлива, а также авиационный керосин, мазут, битум и другие нефтепродукты. На прошлой неделе в целом по краю бензин А-76 стал дороже на 11,4 процента, высокооктановый АИ-93 – на 7,9 процента.

Российские нефтяные компании-гиганты подтягивают цены внутреннего рынка к общемировым тарифам. Они, как известно, в последние две недели после заоблачных высот в Западной Европе и Северной Америке стали опускаться, и сейчас 1 баррель нефти стоит меньше 30 долларов США. Но наше правительство подняло таможенные пошлины на экспортируемое из России автомобильное топливо с 27 до 34 евро за тонну и акцизы, плюс к этому ввело минимальные квоты для внутреннего потребления. Тем самым была снижена доходная часть от экспорта, что заставило нефтяников "добирать" потерянное внутри России.

Помимо получения баснословных прибылей добывающими и перерабатывающими “черное золото” корпорациями, в выигрыше остается государство - за счет возрастания его доли в налогах и акцизах. В проигрыше только простые потребители горюче-смазочных материалов, то есть мы с вами. Правительству гораздо удобнее закрывать глаза на вакханалию цен, которую устраивают владельцы скважин и трубопроводов, ему сложно бороться с перекупщиками и очень просто получать свои барыши с каждого литра купленного топлива. Как известно, именно этими деньгами государство в основном рассчитывается по внешним долгам, на них проводит антитеррористическую операцию в Чечне, содержит агропромышленный комплекс и социальную сферу.

С 1 октября и уже готовая продукция на нефтеперерабатывающих заводах стала дороже, через несколько дней подорожавшие ГСМ начнут поступать и в Приморье. Фирмы, закупающие топливо у изготовителя и реализующие в розницу на территории края, тщательно скрывают реальные цифры закупок и стоимости - коммерческая тайна. За владельцев бензоколонок можно не беспокоиться, свой процент за обслуживание клиентов они получают исправно. Необходимо отметить, что у производителей стоимость продукции также разнится. В Хабаровске бензин и дизельное топливо дешевле, чем в Ангарске. Хотя транспортная составляющая перевозки “черного золота” и дороже: из Западной Сибири до Приамурья на 4 тысячи километров больше, чем до Прибайкалья. Причина кроется в тарифной политике нефтяных корпораций.

А что Владивосток? На автозаправочных станциях коммерческих структур самый ходовой бензин марки АИ-93 продается по цене от 8.50 до 8.90 рублей за 1 литр. Самое дешевое топливо у “Приморнефтепродукта”, он его держит на отметке в 8 рублей, низкооктановый А-76 – 7 и дизельное топливо – 7.50. По краю цены несколько ниже. По данным Приморского комитета государственной статистики, самый дешевый АИ-93 реализовывали на прошлой неделе в Партизанском районе – от 7.40 за литр, в то время как бензин марки А-76 отпускался по средней цене от 5.79 в Находке до 7.1 в Анучинском районе.

Необходимо отметить, что в нашем крае стоимость горюче-смазочных материалов ниже, чем в соседних регионах. Даже в Хабаровске, который имеет собственный нефтеперерабатывающий комплекс, цены значительно выше - на 20-50 копеек. Владельцы автозаправочных станций на Дальнем Востоке держат тарифы на столь высоком уровне, дабы не повторить ошибок своих коллег из других регионов страны. В Новосибирске, Томске, Туле, Кемерово, Абакане и ряде других городов “дешевый” бензин раскупили довольно быстро, а потому многие АЗС элементарно закрылись, поскольку автомобильного топлива там нет вовсе.

“Приморнефтепродукт” сумел своевременно сделать необходимые запасы ГСМ, и дефицит топлива краю не грозит. Более того, “ПНП” своими действиями сдерживает общий рост цен на товары и услуги в Приморье. И еще поддерживает местных товаропроизводителей. Так, накануне уборочной страды агропромышленные предприятия получили 2500 тонн бензина

А-76 и дизельного топлива, раз за разом они приходят на помощь шахтерам и энергетикам, выдавая в долг ту же солярку или мазут. По реализации ситуация на АЗС края следующая: за минувшую неделю АИ-93 продано населению и автоколоннам 562 тонны, А-76 раскупили всего 157 тонн. Запасы топлива на заправках постоянно пополняются и составляют по всем маркам бензина в общем объеме 387 тонн, или 123,1 процента от уровня предыдущей недели. Несколько сократились лишь запасы дизельного топлива.

В нашем регионе рост цен на бензин и солярку отстает на 5 процентов от роста тарифов на нефтеперерабатывающих заводах. Это не значит, что удастся сохранить подобную тенденцию и в дальнейшем. В западных регионах России за последнюю неделю подорожал на 10 процентов АИ-92 и стоит в среднем 7.59 за литр. Предположительно, в октябре ситуация мало изменится, рост будет продолжаться. И вполне может достигнуть 10 рублей (плюс-минус 50 копеек) за литр. Имеются и более радикальные прогнозы на уровне 12 рублей за литр АИ-93. Однако такое вряд ли возможно. Ведь уже через месяц спрос на автомобильное топливо резко сократится (многие владельцы машин до весны поставят свой транспорт в гаражи и боксы), да и пора уборки урожая пройдет, а производство топлива не уменьшится. Предложение будет превышать спрос, что позволит не только удержать тарифы на ГСМ, но и даже снизить их на время зимы.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"