Россия Крафта
Восемьдесят тысяч фотографий сделал Вильям Крафт Брумфилд, профессор славистики из Нового Орлеана, с тех пор, как 30 лет назад впервые попал в Россию и безоглядно, похоже, навсегда влюбился в памятники русского зодчества. За это время он выпустил десятки книг, альбомов, самые популярные из них – “Потерянная Россия: фотографируя разрушенные памятники русского зодчества”, “Золото в лазури: тысячелетие русской архитектуры”. Около тысячи его снимков можно увидеть в Интернете.
“Русские” фотографии Брумфилда, которые неоднократно выставлялись во многих музеях и галереях Америки, являются сегодня частью собрания фотографического архива Национальной галереи искусств.
Нынешней осенью Вильям Брумфилд добрался до Владивостока, где его встречали работники Приморского государственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Этот уже немолодой человек в больших очках, походном, малопрезентабельном костюме, зато при галстуке, с неизменным стареньким “Никоном” на груди отнюдь не напоминает степенного профессора. Легкий на подъем, он буквально через несколько часов после своего приезда на восточную окраину России отправился знакомиться с одной из самых старых и милых улиц Владивостока – Пушкинской. На следующий день с двумя фотокамерами Вильям без устали обследовал форты и батареи Владивостокской крепости на острове Русском, потом была поездка в Уссурийск, внесенный наряду с Владивостоком в список исторических городов России.
При этом Вильям прекрасно, практически без акцента говорит по-русски. Диплом доктора славянских языков со специализацией по литературе и истории России ХIХ века он получил в Калифорнии, в Беркли. А работал над диссертацией в Московском и Ленинградском университетах, в Российском институте истории искусств и провел в России в общей сложности почти пять лет.
- У меня каждый день на счету,- говорит Вильям Брумфилд, - так много еще нужно успеть. Когда я в Америке – сверх головы загружен лекциями. Сейчас преподаю в университете Тулейна, а также веду спецклассы в Архитектурной школе. А когда приезжаю в Россию, вообще спать не ложился бы - жалко минуты потерять. В прошлом году я получил очередной грант за серию работ по русской литературе, архитектуре, а также за фотографии, и университет предоставил мне два года “отпуска”, но времени катастрофически не хватает.
В Приморье я провел пять дней и успел увидеть столько интересного! Поразил железнодорожный вокзал во Владивостоке, признаюсь, он показался мне самым красивым из всего того, что видел в России. В восхищении от ГУМа – бывшего торгового дома Кунста и Альберса. И от раздольненского казарменного городка Первого его императорского величества Восточно-Сибирского стрелкового полка тоже. Русский остров – особая тема. Там я сделал съемки не только крепостных сооружений – полковой церкви тоже. К храмовому зодчеству испытываю особенно трепетное отношение – именно в нем наиболее полно отражается русский характер. А вообще Русский остров, на мой взгляд, достоин стать природно-историческим парком.
Вильям Брумфилд заметил также: приятно осознавать, что в России есть центры по охране памятников истории и культуры, достигшие такого уровня отношения к наследию, которое на порядок выше американского. Жаль только, что многие “осколки прошлого” сегодня продолжают ветшать и разрушаться – у государства нет средств на их реставрацию и ремонт. В Америке эта проблема решается иначе – около 90 процентов памятников истории и культуры находятся в частных руках, и владельцы несут ответственность перед государством за их сохранность.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий Федорченко (фото), "Владивосток"