Если тонкори не хоронили – появлялись привидения

История и культура одного из коренных народов Дальнего Востока – айнов давно привлекает внимание ученых. Нет, наверное, на всем земном шаре народности столь загадочной по своему происхождению и этнической истории.

22 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №854 от 22 сент. 2000
История и культура одного из коренных народов Дальнего Востока – айнов давно привлекает внимание ученых. Нет, наверное, на всем земном шаре народности столь загадочной по своему происхождению и этнической истории.

Айны – потомки древнейшего населения Японии, Сахалина и Курильских островов. Исторически так сложилось, что в конце 40-х годов ХХ века основная масса айнов покинула нашу страну и переселилась на Хоккайдо. Оставшиеся на южном Сахалине айны очень быстро растворились в массе пришлого населения.

Сегодня многие предметы материальной и духовной культуры айнов рассредоточены по музеям мира. В Приморском музее им. В. Арсеньева айнская коллекция складывалась усилиями ученых, общественных деятелей конца ХIХ – начала ХХ века: Б. Пилсудского, Н. Кириллова, Н. Тропина, Я. Семенова, С. Макарова.

Каждый предмет этой коллекции уникален: будь то примитивный ткацкий станок или одежда из крапивы или волокон вяза, атрибуты медвежьего праздника, модели лодок и нарт. Наиболее интересным является внешне нисколько не привлекательный айнский музыкальный инструмент – тонкори. В музей он попал в 1888 г. от доктора Н. В. Тропина (о. Сахалин). Доставил экспонат С. О. Макаров. Помню нас, тогда еще молодых сотрудников фондов, удивляло одно – что в полом корпусе инструмента все время перекатывался какой-то шарик. Мы полагали, что он попал туда случайно. По мере работы с этой коллекцией стало ясно – никакая это не случайность. Когда айнский мастер заканчивал изготовление музыкального инструмента, в отверстие верхней деки он вкладывал камешек – душу инструмента. С этого момента музыкальный инструмент оживал, и начиналась его собственная жизнь.

Внешне инструмент очень похож на фигуру человека: у него можно различить голову, плечи и, извините, попку. Если владелец инструмента умирал, тонкори сжигали, поэтому их сохранилось так немного. Если этого не делалось - появлялись привидения (видимо, и у нас живут свои музейные привидения). Струны для тонкори изготавливали из волокон крапивы. Это был самый древний материал, позднее использовали жилы животных. В мире сохранилось очень мало тонкори. По словам японского ученого-этнолога, директора центра по сохранности айнской культуры г-на Кадзуюки Танимото, их сегодня не наберется и десятка.

Уникальный инструмент впервые за долгие годы выставлен в экспозиции музея им. В. Арсеньева.

Автор: Вера КОБКО, заведующая сектором хранения музея им. В. Арсеньева, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"