Возрождение “летающих танков”

По некоторым данным, таких винтокрылых машин, находящихся в боевом строю разных стран мира, около полутора тысяч. Самой молодой из них 10 лет. Ветеранам - более 20. И ресурс их эксплуатации на исходе.

19 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №851 от 19 сент. 2000
По некоторым данным, таких винтокрылых машин, находящихся в боевом строю разных стран мира, около полутора тысяч. Самой молодой из них 10 лет. Ветеранам - более 20. И ресурс их эксплуатации на исходе.

Выпускала “Ми-24” - легендарные “Летающие танки” времен афганской войны с начала 70-х до начала 90-х годов арсеньевская авиакомпания “Прогресс”. Затем она перестроилась на производство “Черной акулы”. Но денег у государства для госзаказа на нее нет и не предвидится, в основе новой доктрины боевого вертолетостроения в России - капитальный ремонт и модернизация существующего парка ударных геликоптеров.

И вот снова оживленно в цехе окончательной сборки “Прогресса”. Рабочие колдуют над отдельными узлами и агрегатами вертолетов, то и дело появляется высшее заводское начальство. В цехе после десятилетнего перерыва вновь стоят выпускавшиеся отсюда в первый испытательный полет винтокрылые машины предыдущего поколения.

- В соответствии с решением Министерства обороны России о поставке в войска ударных вертолетов “Ми-24” после их капитального ремонта, - говорит заместитель директора авиакомпании по производству Александр Захарьящев, - мы приступили к выполнению этой задачи. Первая партия их - три машины - поступила из Черниговского авиаполка имени Ленина, два вертолета уже находятся в работе.

За короткое время пройден технологический цикл приема вертолетов от этой воинской части, проведен входной контроль на летно-испытательной и контрольно-испытательной станциях предприятия, проверено общее функционирование систем геликоптеров. Первый вертолет практически разобран, и его агрегаты готовятся к отправке на один из дальневосточных авиаремонтных заводов для детального их изучения на предмет надежности, восстановления основных агрегатов силовой установки и спецоборудования. Да, на базе “Прогресса” включается система кооперации по капитальному ремонту “Ми-24” в масштабах Дальнего Востока, в которой задействовано несколько сохранившихся авиаремонтных предприятий.

По графику поставок вертолетов в войска первую машину планируется передать армейской авиации уже в нынешнем году, и далее - по вертолету в месяц. Подготовка нового для “Прогресса” производства закончена. Интересно, что первый вертолет после многолетней эксплуатации(по крайней мере по первым данным) оказался в нормальном состоянии. Значит, арсеньевские авиастроители действительно умеют работать на космическом уровне.