Десять тысяч ли председателя Ли

Кругосветное международное турне человека № 2 в китайской иерархии завершается во Владивостоке. "Друзья приехали издалека – радости нет конца", - гласит одна из многочисленных китайских поговорок, которыми гиды любят потчевать русских туристов в Суйфэньхэ или Харбине. Вряд ли особо радовались вчера водители Владивостока, когда то один, то другой участок оживленных центральных трасс перекрывался для проезда правительственного кортежа. Приходилось ждать – во Владивостоке по кольцевой не проедешь.

19 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №851 от 19 сент. 2000
Кругосветное международное турне человека № 2 в китайской иерархии завершается во Владивостоке. "Друзья приехали издалека – радости нет конца", - гласит одна из многочисленных китайских поговорок, которыми гиды любят потчевать русских туристов в Суйфэньхэ или Харбине. Вряд ли особо радовались вчера водители Владивостока, когда то один, то другой участок оживленных центральных трасс перекрывался для проезда правительственного кортежа. Приходилось ждать – во Владивостоке по кольцевой не проедешь.

Но то, что председатель Всекитайского собрания народных представителей Китая Ли Пэн и его делегация приехали издалека, это точно. Еще 30 августа Ли Пэн покинул Пекин, вылетев в Нью-Йорк, и поехал-поехал-поехал: США, Исландия, Литва, Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина, Россия. Три недели один из самых влиятельных политиков почти полуторамиллиардного Китая не был "на хозяйстве". Девять дней Ли Пэн находился в России, проведя по три дня в Москве, Новосибирске и Владивостоке.

Утомленный гость

То, что столь длительное путешествие для 72-летнего китайского руководителя не прошло понапрасну, стало ясно еще в аэропорту Владивостока в воскресенье, куда Ли Пэн прибыл на специальном самолете "Боинг-747" из Новосибирска. Хлеб-соль, короткое рукопожатие с руководителями Приморского края, три шага в сторону работающих во Владивостоке китайских бизнесменов, которые встречали "любимого председателя" восторженным скандированием, размахиванием 5-звездными флажками и даже слезами радости на глазах, – и в лимузин, отдыхать…...

Наутро в понедельник председатель Ли все еще чувствовал себя утомленным после долгого пути и отказался от посещения крейсера "Варяг" Тихоокеанского флота. Если рассуждать чисто по-китайски (то есть искать в любом событии и плюсы, и минусы), то это плохо, что Ли Пэн не подивился устрашающей мощи нашего флагмана – в международных отношениях всегда было полезным бряцать оружием, а с другой стороны, и хорошо, что высокий гость не приехал утром на Корабельную набережную, а то бы центр города утром в понедельник минимум на два часа был бы абсолютно парализован.

Хитроумные политические комментаторы могут, правда, усмотреть в этом отказе Ли Пэна от посещения “Варяга” и иные, более тонкие и сложные мотивы, поскольку, несмотря на годы, председатель Ли отличается отменным здоровьем. Самый простенький из таких мотивов: зачем смотреть на российский “Варяг”, когда Китай недавно купил “Варяг” советский? Именно китайская фирма Chong Lot выиграла за 20 млн. долларов международный тендер на Украине по продаже самого мощного в мире авианесущего крейсера “Варяг”, который был заложен в 1992 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и который строился усилиями 5 тыс. советских предприятий, НИИ и КБ. Длиной 300 метров и шириной 72 метра, водоизмещением 60 тысяч тонн, с тремя ВПП, с 56 самолетами и множеством крылатых ракет на борту. Мечта милитариста! И хотя тендер предусматривает обязательное невоенное использование этого так и не достроенного гиганта, факт остается фактом – “Варяг” у Китая уже есть.… Сейчас в Даляне его превращают в плавучий отель с ресторанами, казино и дискотеками.

Чубайс наоборот

В таком быстром развитии полуголодной страны в мировую державу заслуга Ли Пэна более чем очевидна. Если кратко сформулировать его взгляды на экономику и политику с учетом формирования личности этого человека, то получится весьма впечатляющая характеристика: профессиональный энергетик с советским инженерным образованием и очень хорошим знанием русского языка, коммунист-ортодокс в идеологии и столь же последовательный поборник рыночной экономики с элементами государственного урегулирования. Эдакий Чубайс наоборот – из энергетики в политику: Ли Пэн окончил Московский энергетический институт в 50-х годах, а потом занялся партийной и хозяйственной карьерой, апогеем которой стал пост премьера Госсовета Китая (председателя правительства), который он занял в 1987 году и работал в этой должности 10 лет.

Фактически именно в липэновское десятилетие Китай и сделал столь масштабный шаг вперед, и именно в это десятилетие Ли Пэна называли своим другом и пели вместе с ним русские песни Горбачев и Ельцин, а он без акцента произносил слова “перестройка” и “реформы”. Сегодня Китай купил “Варяг”, а российские председатели правительств с одинаковым для всех придыханием говорили и говорят о “реструктуризации внешнего долга страны”….

Впрочем, у Ли Пэна тоже были трудные времена: именно его устами в 1989 году были благословлены кровавое подавление студенческих манифестаций в поддержку демократии и ввод танков и армии на площадь Тяньаньмынь. Хотя кто теперь может сказать, кто был прав?

Сегодня Ли Пэна в Китае превозносят. И хотя его нынешний пост не столь значим, как премьерство, его мнение и голос в определении курсов китайской экономики по-прежнему очень весомы. В китайской прессе и народе Ли Пэна называют кратко: “председатель Ли”. Есть генеральный секретарь ЦК КПК, есть президент КНР, премьер-министр и проч. А до Ли Пэна “просто председателем” звали в Китае только одного человека - Мао Цзэдуна.

Цели долгого пути

“Даже дорога в 10 тысяч ли начинается с первого шага”, - гласит другая китайская поговорка. Что преследовал патриарх китайской высшей политики, отправляясь в столь длительное путешествие?

Безусловно, впрямую об этом не говорят – это не по-китайски. Но традиции длительных (иногда по нескольку месяцев) зарубежных поездок китайских высших руководителей берут свое начало издавна – и, как правило, такие визиты завершаются принятием весьма кардинальных для Китая (и мира) решений. Так, Мао Цзэдун, приехав почти на три месяца к Хрущеву на один из послесталинских съездов КПСС, вернулся в глубоких сомнениях из Москвы. Итог этих раздумий – “культурная революция”, “большой скачок”, Даманский…...

Не нам судить, о чем думает Ли Пэн после поездки по странам бывшего Советского Союза. Но вот вчера губернатор Приморского края Евгений Наздратенко и гость из Поднебесной обсуждали два совершенно конкретных вопроса: как открыть воздушный коридор через северо-восток Китая для пролета самолетов из Владивостока в европейскую часть России – это значительно сократит время полетов и расход горючего, а также проблему взаимного открытия филиалов китайских банков во Владивостоке, а приморских - в Китае, чтобы развивать взаимную торговлю в цивилизованных формах и перекрыть то полукриминальное русло, в которое так норовит свернуть российско-китайская приграничная торговля. В любом случае решение и того и другого вопроса будет выгодно обоим нашим государствам.

Напоминание об источнике

А сегодня председатель Ли Пэн получает в Дальневосточном государственном университете звание почетного профессора. Ректор ДВГУ Владимир Курилов облечет высокого гостя в классическую мантию, и это будет не просто дань уважения высоким регалиям Ли Пэна. И именно поэтому я уверен, что эту приятную церемонию он посетит при любой погоде и самочувствии.

В одном из своих интервью председатель ВСНП сказал: “В 50-60-х годах несколько тысяч молодых людей нового Китая, и я в том числе, находились на учебе в Советском Союзе. Прошлое встает перед глазами, когда вспоминаешь те времена. Многие из нас, возвратившись после учебы на родину, занялись важной работой. У китайского народа существует традиция “помнить об источнике, когда утоляешь жажду”. Люди моего поколения всегда будут хранить память об этом периоде истории”.

Липэновское десятилетие (1987-1997) радикально растопило 30-летний лед советско-китайской вражды. Во многом благодаря личной признательности председателя Ли советской высшей школе за уровень образования, которое он получил в СССР. Приходящее сегодня поколение китайских руководителей уже не говорит по-русски, и притяжение России и Китая носит все больше прагматический и утилитарный характер.

А “профессор Ли” еще долго будет вносить элемент некоей душевности в российско-китайских делах (пекинский политический олимп всегда славился долгожителями), и эта душевность всегда будет на пользу Приморью и Владивостоку.

Автор: Владимир ОЩЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"