Зимой без отключений электроэнергии не обойтись

Свое первое развернутое интервью о ходе подготовки к зиме Лучегорской энергоугольной компании, поставляющей более 50 процентов производимой в Приморье электроэнергии, дает газете “Владивосток” и.о. генерального директора ЗАО “ЛуТЭК” Юрий Башаров.

19 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №851 от 19 сент. 2000
Свое первое развернутое интервью о ходе подготовки к зиме Лучегорской энергоугольной компании, поставляющей более 50 процентов производимой в Приморье электроэнергии, дает газете “Владивосток” и.о. генерального директора ЗАО “ЛуТЭК” Юрий Башаров.

- Юрий Дмитриевич, на заседании правительства обстановка в ТЭКе по накоплению топлива и готовности к максимальным нагрузкам по 11 регионам России, в том числе Приморью, названа критической. Вы разделяете такую оценку?

- Разделяю. К большому сожалению, с точки зрения энергоснабжения, Приморье остается критическим регионом. Сознавая ответственность энергетиков перед населением, одновременно подчеркну и другую сторону проблемы, которая порой выпускается из виду: отключения потребителей также чрезвычайно нежелательны и невыгодны самим энергетикам. Это и критика в наш адрес, и уменьшение денежных средств, которые так нужны для поддержания и угольного разреза, и электростанции. Поэтому мы делаем и будем делать все возможное, чтобы вывести Приморье из списка так называемых критических регионов. Хотя, надо прямо сказать, процесс этот достаточно длительный и непростой.

- Каковы основные вопросы, которые вы считаете необходимым решить, чтобы исключить кризис в осенне-зимний период?

- Необходимо решить проблему устойчивого обеспечения дизельным топливом. Дизтопливо - как кровь для производственного организма разреза. Без него невозможны вскрыша, добыча собственного угля, а значит, и работа электростанции. Как ни странно, этот пункт - снабжение дизтопливом - до сих пор является чем-то новым и странным для энергообъединения “Восток”, его нет даже в отчетах. На сегодня “ЛуТЭК” имеет запас солярки на месяц вперед. Проблему дальнейшего бесперебойного снабжения надо решать, чтобы обеспечить максимально возможное увеличение добычи собственного угля на разрезе.

Равными по значимости я бы назвал также вопросы завоза недостающего количества угля из Сибири и завершение ремонтной кампании на электростанции. И конечно, выплату зарплаты трудовому коллективу. Это в числе самых острых проблем. Пока удается выдерживать принятую схему по ежемесячной выдаче заработной платы с частичным погашением накопленной задолженности.

- Юрий Дмитриевич, завозной уголь - сезонная необходимость или стратегия?

- Обстановка сложилась таким образом, что до конца года “ЛуТЭКу” дополнительно к своему потребуется 700 тысяч тонн сибирского угля. А в целом для прохождения осенне-зимнего периода несения максимума нагрузок 2000-2001 годов (включающего первые весенние месяцы) - 1 миллион тонн завозного твердого топлива.

Вызвано это двумя причинами. Первая связана с непоставкой дизтоплива на протяжении почти трех месяцев (апрель, май, начало июня), что как раз и лишило предприятие возможности добыть у себя на месте добрую половину из этого миллиона, который сейчас мы вынуждены изыскивать за пределами края. Во-вторых, сложные горно-геологические условия не позволили нам компенсировать упущенное весной последующим резким увеличением добычи собственного угля.

Поэтому действительно в этом сезоне придется использовать дополнительные поставки твердого топлива со стороны. Однако уже сейчас мы делаем все возможное, чтобы прохождение следующего осенне-зимнего периода обеспечить только местным углем - это дешевле и надежнее.

- Уже середина сентября, однако ни тонны сибирского угля в Лучегорск не прибыло. В чем причина?

- В неоплате. Где взять деньги, чтобы профинансировать отгрузку твердого топлива? Этот вопрос по сути был основным предметом обсуждения в ходе недавнего рабочего совещания, состоявшегося в ЛуТЭКе с участием руководителей ОАО “Дальэнерго”, “Приморскуголь”, представителей ОС “Восток” и РАО “ЕЭС России”.

“ЛуТЭК” сейчас находится в очень тяжелом положении. Каждые сутки энергетики и угольщики прилагают неимоверные усилия, чтобы обеспечить те мегаватты, что поступают в край. Мы работаем на грани возможного, любое отклонение от нормы самого малого механизма или задержка буквально на несколько минут подачи топлива на электростанцию заставляет отключать определенное количество потребителей, что совершенно ненормально и всегда претит энергетикам. Но, к сожалению, по-другому мы пока не можем - был бы уголь на складах, все остальные проблемы энергетики в силах решить. Если каждый месяц в Лучегорск будет поступать порядка 100 тысяч тонн сибирских углей, то станция “ЛуТЭКа” зимой сможет нести нагрузку в объеме, превышающем 700 мегаватт.

- Каково финансовое положение компании?

- Долг потребителей электроэнергии перед “ЛуТЭКом” составляет на сегодня полтора миллиарда рублей. Полагаю, после такой цифры не надо долго объяснять, почему предприятие находится в столь тяжелой производственно-финансовой ситуации.

Тарифы на нашу электроэнергию не покрывают затраты на ее производство и не обеспечивают поддержание и развитие горных и вскрышных ра

Автор: Вероника БЕЛОУСОВА, специально для "В"