Приморский педадогический опыт получил
Недавно в Приморском крае побывал заместитель начальника управления региональной политики Министерства образования РФ Вячеслав Шолок.
- Вячеслав Михайлович, вы познакомились с опытом работы педагогов системы образования Приморья. Какое впечатление он произвел на вас?
- Мы познакомились с материалами, раскрывающими опыт проведения конкурсов “Учитель года”, видеофильмами, газетными публикациями, сборниками, буклетами на эту тему. Особенностью проведения конкурса является то, что краевые конкурсы “Учитель года” ежегодно проходят под патронажем губернатора края.
В этом году для проведения 10-го юбилейного конкурса был создан попечительский совет, председателем которого стал Евгений Иванович Наздратенко, а заместителем - вице-губернатор края Евгений Геннадьевич Краснов. По решению попечительского совета победителям краевого конкурса “Учитель года” 1991-1995 гг. были вручены в честь юбилея ключи от машин.
Не менее счастливы были и победители юбилейного конкурса, которым в результате всех испытаний присвоена высшая квалификационная категория. Кроме ежегодных губернаторских премий и автомобилей победителям начиная с 1 мая 2000 г. будет выплачиваться в течение пяти лет заработная плата на 1-3 разряда выше единой тарифной сетки.
В крае создан клуб победителей конкурса “Учитель года”. Мы встретились с Ольгой Владимировной Анкудиновой, председателем краевого клуба победителей конкурса “Учитель года”. Она учительница русского языка и литературы средней школы № 25 г. Находки, победитель конкурса “Учитель года Приморского края-91”, заслуженный учитель Российской Федерации. Конкурсное движение, по ее мнению, - великая сила в стимулировании творчества. Об этом же говорил и учитель физики средней школы села Михайловка Анатолий Михайлович Марченко, заслуженный учитель Российской Федерации, призер конкурса “Учитель года-91”, получивший свидетельство Российского агентства по патентам и товарным знакам за прибор по демонстрации законов механики. Сейчас Марченко, вдохновленный вниманием к себе, готовит на очередную педагогическую выставку новую модель. В крае созданы условия для реализации творческой инициативы каждого талантливого педагога.
- Вячеслав Михайлович, можно ли за столь короткий срок составить полное представление о системе образования края в целом?
- О работе с кадрами мы судим, конечно же, не по одной этой поездке. Так сложилось, что с 1993 года я в силу своей служебной компетенции ежегодно анализирую состояние дел по аттестации педагогических и руководящих работников, конкурсам педагогического мастерства. В Приморском крае сложилась достаточно гибкая система аттестации. Значительно расширены по сравнению с федеральными социальные льготы для аттестующихся, при том, что нормативно-правовая база аттестации строго соответствует принципам аттестации, заложенным в федеральном положении. Аттестация в крае социально защищает профессионалов: 33,7 процента от числа всех работников, подлежащих аттестации, имеют высшую квалификационную категорию и получают 20-процентную надбавку. Всего же в крае прошли аттестацию около 90 процентов педагогов и руководителей и 33 тысячи работающих в отрасли.
О системе и творческом подходе к работе с кадрами говорит и тот факт, что управлением народного образования администрации края с 1994 года издано 12 информационно-методических сборников по аттестации, которые отмечены дипломом лауреата 4-й московской международной выставки “Образование-2000”. Приморский сборник “Учитель года” рекомендован организаторам российских, краевых и областных конкурсов для использования в работе. Интересно, что он также был отмечен и российской газетой “Книжное обозрение”.
В условиях дефицита научно-методической литературы эти сборники постоянно используются педагогами и руководителями образовательных учреждений. Кстати, в трех министерских сборниках “Лучшие от лучших”, где опубликованы материалы российского конкурса “Учитель года”, есть статьи приморских педагогов - Подшивайлова, Ланкиной, Квашко.
- Открыли ли вы для себя что-то новое в работе с кадрами?
- Новым явлением в крае с 1998 года стали педагогические выставки, в том числе передвижные, свидетельствующие о высоком методическом и управленческом потенциале. Очень ценен опыт таких выставок для развития международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности с Китаем.
Как и конкурсное движение, выставки получили широкую поддержку территорий и образовательных учреждений. Результатом стала убедительная победа Приморья на 4-й московской международной выставке “Образование-2000” в апреле этого года, на которой приморской делегации был вручен двадцать один диплом лауреата.
Наше управление региональной политики, познакомившись с экспозиционным планом, предоставило возможность бесплатного участия приморской делегации в выставке, и не ошиблось. Экспонаты приморской выставки вызывали большой интерес у посетителей.
Престиж учительской профессии растет не только за счет внимания к участникам конкурсов (премии за 1-3-е места победителям конкурсов “Учитель года” и “Молодой учитель года”, вручение финалистам конкурсов легковых японских автомобилей - в этом году их подарено губернатором 11, в прошлом - 6). В крае стали традиционными чествования педагогических династий, торжественные приемы губернатора в честь Международного дня учителя с морской прогулкой по акватории бухты Золотой Рог и по случаю вручения педагогам правительственных наград.
Отрадно, что краевые власти уделяют образованию столько внимания. Вот уже 6 лет выпускники, окончившие школу с золотой медалью “За особые успехи в учении”, имеют право бесплатного поступления вне конкурса в любой вуз Приморья. Более того, студентам, поступившим на бюджетные места на специальности, приоритетные для хозяйственного комплекса края, в том числе и педагогические, выплачивается губернаторская стипендия в течение всего периода обучения. Сданные за 5 лет при поддержке губернатора 28 школ-новостроек и сохранение сети образовательных учреждений в условиях экономической и финансовой обреченности - это тоже свидетельство внимания к образованию.
Нам было приятно познакомиться с бессменными спонсорами краевого конкурса “Учитель года”: президентом страховой компании “Пирамида” А. Веревкиным, директором ОАО “Дальневосточное морское пароходство” В. Миськовым и многими другими, для кого понятие “образование личности” стало синонимичным “благополучию общества”.
- А как, на ваш взгляд, можно осуществлять распространение приморского опыта?
- Один из механизмов совместно с управлением народного образования администрации края нами уже определен. Это проведение ежегодной дальневосточной выставки “Народное образование”. Принять участие в ней смогут все желающие не только с Дальнего Востока, но и из других регионов России. Рассматривается и предложение о проведении в Приморье слета победителей российских конкурсов “Учитель года”.
Автор: Раиса МИХАЙЛОВА