Ближе к холодам ценовой термометр зашкалит
С понедельника на всей территории края для бытовых потребителей на 30 процентов повысились тарифы на уголь и газ. Если добавить к этому наметившиеся в последнее время неуклонный рост цен на топливо и повышение стоимости проезда на железнодорожном транспорте, увеличение в краевом центре жилищно-коммунальных и повсеместно энергетических расценок, становится окончательно ясно, что избежать довольно ощутимого скачка цен на все остальное рядовому приморскому потребителю не удается.
А еще в конце августа, по данным приморских статистиков, стоимость набора из 25 основных продуктов питания в среднем даже незначительно снизилась и составляла чуть меньше 752 рублей в месяц на душу населения. Но это очень уж усредненные данные. В действительности цены уже начали расти еще до существенного повышения тарифов на энергоносители и электроэнергию.
Как-то незаметно слегка подорожали вермишель, печенье, карамель, мясо и яйца, рыба, сахар. Да практически все, разве что новозеландское сливочное масло осталось по прежней цене. Более резкие скачки цен – впереди.
Вилами по воде
Повышение цены картошки бьет по тощему кошельку приморской среднестатистической семьи. А картошка для сезона ее уборки явно дороговата. Причем цена на нее в центральных сельскохозяйственных районах Приморья нисколько не ниже, чем в краевом центре. Да и в целом цены в пору массового сбора овощей заметно не снижались. Прежде всего это объясняется разрушительными последствиями стихии, которая то и дело испытывает на прочность наш край и его жителей.
- Тайфун "Булавин" пощадил поля Хорольского, Ханкайского и некоторых других районов, но последние дожди смыли последнюю надежду на то, что хоть здесь будет собран сносный урожай, - сетует директор Приморской продовольственной корпорации Александр Мейта. – Обычно цены на зернофураж падают, когда идет уборочная страда. Но нынче она до последнего держалась на высоком уровне. Большие ожидания связывали с гречихой, но и ее во многих хозяйствах повалило последним большим ветром. Остается только соя. Трудностей у сельчан много, но по тем договорам, которые были заключены раньше, мы не будем повышать закупочные цены.
Можно ожидать, что на дороговизне сельскохозяйственной продукции в не меньшей степени, чем тайфуны, скажется новый подъем стоимости топлива. Хотя больнее всего эти скачки ударят опять-таки по самим сельхозтоваропроизводителям.
Во многом на цену рыбешки влияет сезонный фактор, который дополняют экономические маневры рыбопромышленников. И конъюнктура национального рынка. В данный момент на приморский продовольственный рынок выброшен небольшой запас трески, камбалы, палтуса, лососевых. Ожидается и подвоз минтая с Беринговоморской экспедиции. Но если мы посмотрим на прилавки, то это все покажется мизером. В то же время, по данным главного специалиста комитета по рыбному хозяйству администрации края Иосифа Гончара, рыбы во Владивостоке много! Только вся она уходит за Урал.
На оптовом рынке лососевые сейчас продаются по 20-22 рубля за кило. Через месяц, когда складские запасы иссякнут, возможно повышение до 25 рублей. А к зиме – еще выше. И так до того момента, пока склады снова не наполнятся.
Желания разбиваются о быт
Бытовые услуги дорожают медленно, но верно.
Хотя цены на них более консервативны, чем на какие-либо другие. Меняются они не очень часто, примерно один-два раза в год. Как правило, поводом для очередного повышения цен становится увеличение арендной платы, стоимости электроэнергии и железнодорожных тарифов. Последний скачок цен практически во всех областях бытового обслуживания произошел летом этого года. Стоимость услуг возросла на 15–30 процентов.
Валентина Расщупкина, начальник отдела бытового обслуживания управления торговли и бытового обслуживания администрации города, пояснила, что высокорентабельными считаются парикмахерские и фирмы, предоставляющие ритуальные услуги, – на них спрос постоянный. Поэтому и увеличение цен произошло значительное. Только в некоторых парикмахерских стоимость стрижки прыгнула в два раза.
Аж на 30 процентов увеличилась стоимость пошива одежды. Несмотря на то, что спрос на такие услуги держится стабильный, доходным такое производство назвать нельзя – цены поднимают только для того, чтобы сводить концы с концами. На 10-20 процентов стали выше и цены в химчистках. Теперь чистка шубы из натурального меха вам обойдется в 600-700 рублей, за дубленку придется отдать 600-750 рублей. Примерно то же самое и в ремонтной сфере. Если раньше замена мотора холодильника стоила 1500-1700 рублей, теперь уже 1750. Да и сам мотор вырос в цене примерно на 300 рублей.
Коммунальщики действуют по плану
Пожалуй, одно лишь повышение платы за жилищно-коммунальные услуги во Владивостоке и некоторых районах края не было напрямую связано с общим осенним скачком цен. Постановлением главы городской администрации от 30.08.00 “Об оплате жилищно-коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения” во Владивостоке утверждены новые ставки коммунальных тарифов. Это вторая попытка администрации Владивостока довести уровень коммунальных платежей населения до уровня 50 процентов от затрат, что предусмотрено концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
Сразу же еще один вопрос не может не тревожить горожан в связи с подорожанием бензина и дизтоплива - поднимется ли плата за проезд на частных автобусах? Как сказал корреспонденту “В” директор муниципального учреждения “Управление городским пассажирским транспортом” Валерий Могильченко, пока стоимость проезда на коммерческих линиях останется прежней. Это подтвердила руководитель компании частных перевозок пассажиров “Автолайн” Ирина Селедкова. По ее словам, на недавном совещании руководителей подобных компаний вопрос о поднятии цен на услуги коммерсантов не ставился. Правда, перевозчики оговариваются: если не будет резкого повышения цен на топливо. Не надо больше ничего объяснять. Скоро на заправках появится зимняя солярка, которая, естественно, будет на рубль дороже летней. И нам придется платить как минимум 4,5 рубля за поездку.
В глубинке еще не поняли
До центральных и северных районов края повышение цен докатывается, как правило, позже. Тем не менее хоть резкого скачка цен еще не было, щедрое на тайфуны лето внесло свои коррективы.
В Чугуевке огороды смывало у кого три, а у кого и четыре раза, так что ничего удивительного в повышении цен на местные овощи нет. Картошка здесь обходится в 10 рублей за килограмм, помидоры – 6, огурцы – 4. За морковку придется выложить 9 целковых, за капусту – 5. Разумеется, эти цифры колеблются в зависимости от качества овощей и прижимистости продавцов. В селах района цены еще выше.
Пшено чугуевцам пока обходится в 8 рублей за кило, гречка – в 25, рис – в 10. Булку приличного хлеба можно купить за 6.50, килограмм сахара – за 16.
И все же не так все плохо. Потому что, как сказали в краевом комитете по ценообразованию и контролю за ценами, рост стоимости того же угля и газа для населения удалось сдержать хотя бы на уровне 30 процентов. Во Владивостоке пытаются добиться даже снижения цены на отдельные сорта хлеба за счет дополнительных вливаний средств в комбинат “Весенний”. А “Приморнефтепродукт”, говорят, обещает нерезко отпускать цены на бензин и солярку…
Но самое главное – другое. И это видно на примере крупных и более-менее работающих приморских городов. Цены повышаются там, где покупают, где все еще у населения есть кроме спроса еще и работа, и кое-какие средства. Это Владивосток, Находка, Дальнереченск. В сельских районах, в Лесозаводске, Спасске, Арсеньеве навряд ли динамика удорожания будет такой же, как и в краевом центре. Только кому от этого легче?
Как сказал нам один специалист по ценам и прогнозам в краевой администрации, получается, что мы, население, сами себя подстегиваем в этой бесконечной ценовой скачке. Потому что все равно покупаем то, что все время дорожает. Может, попробовать не брать? Не ездить на машинах, в поездах, не есть и не зажигать свет?
Автор: Служба аналитики "В"