Приморье в интеграционных процессах, происходящих в АТР
После развала СССР и в перестроечный период край оказался практически отрезанным от бывших союзных республик, социалистических стран и большинства российских регионов высокими транспортными расходами, нарушились установленные торговые связи, и Приморье было вынуждено переориентироваться на наших ближайших соседей – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как складывается экономическое сотрудничество Приморского края с соседями по АТР? На вопросы отвечает председатель комитета по внешнеэкономическим и региональным связям администрации края Владимир Гончарук.
- Динамично развиваются связи края с приграничными провинциями КНР. К началу этого года совокупный объем инвестиций в экономику Приморья из КНР превысил 7 миллионов долларов. Среди действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями почти каждое третье – с участием китайского капитала. Реализуются совместные проекты в сфере транзита грузов, устанавливаются контакты в области науки, культуры и образования.
Сегодня через пункт пропуска Краскино проходит контейнерная линия Акита (Япония) - порт Посьет (Приморье) - Янцзы (Цзилинь, КНР), а также открытая в мае транзитная грузо-пассажирская линия Сокчо (Республика Корея) – Зарубино (Приморский край) - Хуньчунь (Цзилинь). Планируемый объем перевозок на этом направлении составит 120 тысяч человек и 12 тысяч двадцатифутовых контейнеров в год.
Разрабатывается проект по транзитным перевозкам между штатами западного побережья США (Аляска, Орегон, Вашингтон, Калифорния), Китаем и Приморским краем, так называемый транспортный коридор восток - запад для транзита грузов из США в Китай, который в настоящее время осуществляется через порт Далянь. Основное преимущество использования приморских портов для транзита в данном проекте – уменьшение расстояния транспортировки грузов на 1700 морских миль. Через порты Приморского края за два последних года перевезено транзитных грузов 1,2 млн. тонн. Из них в Китай и обратно, включая контейнерные перевозки, – 1 млн. тонн.
Хорошие показатели имеет торгово-экономическое сотрудничество. В прошлом году объем торговли Приморского края с Китаем составил 244 млн. долларов США, что составляет 20 процентов от общего внешнеторгового оборота Приморья. Серьезной проблемой в области торгово-экономического сотрудничества является отсутствие эффективной финансово-кредитной инфраструктуры, способствующей обеспечению быстрых взаиморасчетов между российскими и китайскими компаниями в рамках приграничной торговли, безопасности инвестиций, созданию условий по противодействию отмыванию “грязных” денег, поступающих в Россию под видом китайских инвестиций. Следствием такого отмывания является широкомасштабное использование китайцами наличных денежных расчетов при оказании различных услуг на территории края, торгово-посреднических сделках; стремление активизировать контрабандные поставки из КНР; деятельность фирм-однодневок, создаваемых для незаконной заготовки и экспорта древесины ценных пород, скупки и экспорта в КНР лома цветных металлов, приобретаемых путем хищения и незаконного разукомплектования оборудования, линий электропередачи и т.п., контрабандного вывоза товаров для тибетской медицины (трепанг, женьшень, струя кабарги, медвежья желчь, шкуры тигра и другое); использование российских компаний, работающих на давальческом сырье, как механизма легализации доходов и перекачки финансовых ресурсов из КНР в банки США и Западной Европы.
Одним из путей решения данной проблемы может стать создание регионального российско-китайского банка с головным офисом во Владивостоке и филиалами в крупных городах Северо-Восточного Китая. Это позволило бы к тому же привлечь дополнительные финансовые ресурсы зарубежных финансовых групп, а также активизировать реализацию крупных международных программ по организации транснациональных транспортных коридоров, проектов транспортировки газа в Китай и других.
Предпосылкой расширения экономических связей между Приморским краем и КНР является структурная дополняемость экономики. КНР достигла ощутимых успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, дальнейшее же их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры (в первую очередь энергетики, транспорта), а также металлургии. Мощности тяжелой промышленности, которыми располагает Китай, не в состоянии обеспечить намеченных текущим пятилетним планом заданий по приоритетному развитию отраслей инфраструктуры. Приморский край, в свою очередь, располагает высоким производственным потенциалом отраслей машиностроения (авиастроение, судостроение, приборостроение и др.), в настоящее время не задействованным на внутреннем рынке, и некоторой металлургической базой.
Надо отметить и то, что Китай является для Приморья основным туристическим партнером. В последние годы произошли качественные сдвиги в туристском обмене: от шоп-туризма к познавательному и оздоровительному. Ежегодно Приморский край и северо-восточные провинции Китая обмениваются творческими коллективами, реализуют программы образовательных обменов.
- А с другими странами?
- Японские предприниматели занимают конструктивную позицию в инвестиционном сотрудничестве с Приморским краем. Совокупный (накопленный) объем иностранных инвестиций Японии в экономику края на 1 января 2000 года составил 61,2 млн. долл., что составляет 20,4 процента всего объема накопленных долларовых инвестиций в Приморский край.
Сейчас администрация и предприятия края проводят активную работу с японскими фирмами по разработке плана модернизации тепловых электростанций (т.е. перевода их с угля на природный газ), а также по реконструкции очистных сооружений стоков промышленных и коммунально-бытовых вод краевого центра, водоснабжения населенных пунктов Приморского края. Стороны определили свои конкретные действия в подготовке к реализации экологических проектов края. Учитывая обоюдную заинтересованность России и Японии в сохранении окружающей среды, соблюдении экологической безопасности экономического развития региона, администрация края обратилась в правительство РФ с просьбой о включении названных проектов в список приоритетных российских проектов для финансирования за счет средств японского “экологического” кредита.
В последние годы проявился общий двусторонний интерес к взаимовыгодному и разностороннему сотрудничеству Приморского края и отдельных провинций Республики Корея, расположенных к нему ближе других, например провинции Кангвон. Развиваются культурные, спортивные и другие связи. Приморский край принимает активное участие в работе комитета по экономическому сотрудничеству между Дальним Востоком и Сибирью России и Республикой Корея (КРКС). На прошедшем в ноябре 1999 года в рамках КРКС-АКРС в Сеуле международном семинаре “Активизация сотрудничества между российским Дальним Востоком и Республикой Корея” стороны договорились создать российско-корейские центры поддержки и информации для малых и средних предприятий и обмена делегациями для развития сотрудничества между малыми и средними предприятиями и обучения специалистов. В Приморском крае при поддержке администрации края уже создан приморский центр поддержки внешнеэкономических связей с Республикой Корея (Примкоринвест).
Подтверждением устойчивого стремления южнокорейских предпринимателей к экономическому взаимодействию с приморскими партнерами являются совместное намерение строительства технопарка в Находке, деятельность более 100 корейских бизнесменов и дипломатов в крае, корейский колледж, построенный во Владивостоке в 1995 г. на деньги компании “Кохап-груп”, а также две авиалинии, связывающие города Южной Кореи и Владивосток.
Давние добрососедские связи сохраняются между Приморским краем и КНДР. Традиционными сферами сотрудничества между двумя территориями являются рыбная промышленность и морские грузоперевозки. С КНДР успешно работают такие крупные приморские предприятия, как “Дальневосточное морское пароходство”, “Дальморепродукт” и другие. За первый квартал этого года краевой внешнеторговый оборот с КНДР составил 280,65 тысячи долларов США. На территории Приморья зарегистрированы восемь предприятий с северокорейскими инвестициями.
Сотрудничество между Россией и КНДР в области транспортных перевозок имеет хорошие перспективы. На состоявшейся в марте 2000 года в Сеуле (Республика Корея) международной конференции по проблемам транзитных перевозок между Республикой Корея, КНДР, КНР и РФ, а также из стран АТР в Европу была поддержана идея использования в этих целях транскорейской железной дороги и Транссибирской магистрали. По этому маршруту вполне реально пропускать до 200 тысяч контейнеров в год.
В последнее время отмечается активизация в подходе Пхеньяна к развитию связей с дальневосточными регионами России. Так, в октябре 1999 года г. Владивосток посетила делегация министерства внешней торговли КНДР во главе с заместителем министра, которая провела переговоры с ведущими предприятиями края. По результатам встреч подготовлен меморандум, который отразил заинтересованность сторон в расширении сотрудничества. В частности, стороны пришли к согласию о необходимости изучения возможности использования Раджинского нефтеперерабатывающего завода для переработки нефти для нужд Приморского края с использованием российского давальческого сырья.
В области сельскохозяйственного сотрудничества Приморский край представил предложения по совместному выращиванию и реализации риса, сои и овощей и предложил корейской стороне начать сотрудничество в области животноводства – совместно выращивать свиней на корейских фермах.
- Приморский край находится на стыке многих морских, железнодорожных и авиационных путей. Как это влияет на объем нашего товарооборота?
- Внешняя торговля, которую ведет край, достаточно развита. Мы имеем торговые связи с 86 странами. Внешнеэкономической деятельностью в крае занимаются более 2,5 тысячи предприятий, организаций и частных лиц. До финансового кризиса 1998 года наш внешнеторговый оборот превышал 2 миллиарда долларов США, и мы вышли на четвертое место по России после Москвы, Санкт-Петербурга и Калининградской области. После финансового кризиса 1998 года внешнеторговый оборот снизился почти в два раза, почти полностью прекратился импорт. Но зато стала развиваться местная промышленность. Сейчас политика администрации края направлена на то, чтобы снизить зависимость края от импорта. Мы помогаем нашим производителям приобретать технологическое оборудование и производственное сырье.
- Каковы основные статьи приморского экспорта и импорта?
- Наш экспорт значительно превышает импорт. Основными статьями экспорта являются: рыба и морепродукты – 450 млн. долларов США, лесоматериалы – 150 млн. долларов США, лом и отходы черных и цветных металлов – 80 млн. долларов США, руды и концентраты цветных металлов – 15 млн. долларов США. Последние два года появилась новая статья экспорта – швейные товары (переработка давальческого сырья), и в 1999 году край экспортировал в США одежду, сшитую на наших фабриках по заказам южнокорейских и гонконгских фирм на 40 млн. долларов США. Однако в целом можно сказать, что экспортный потенциал реализуется слабо. Так, например, возможности экспорта руд и концентратов цветных металлов, борсодержащего сырья и других многократно превышают фактические экспортные поставки. Экспортным потенциалом располагают и некоторые другие отрасли, в частности машиностроение и металлообработка. Но сегодня он невелик и наращивание его напрямую связано с привлечением в регион инвестиций, прежде всего иностранных.
Основными статьями импорта были и остаются мясо и мясопродукты – 26 млн. долларов США, рис – 31 млн. долларов США, зерно –
5 млн. долларов США, а также другие продукты питания и сырье для их производства. Кроме этого мы импортируем нефтепродукты, лекарства, медоборудование, оргтехнику, автомобили грузовые и легковые, суда, мебель и многое другое. К сожалению, доля промышленного оборудования и технологий пока невелика и не превышает
2 процентов. Это связано с отсутствием у наших предприятий и коммерческих структур оборотных средств и несовершенством российского законодательства по защите иностранных инвестиций.
- И все же какие у нас перспективы? Мы так и будем торговать сырьем или в крае предпринимаются попытки для его переработки?
- Понятно, торговать сырьем и полуфабрикатами невыгодно. Мы стремимся к тому, чтобы продавать готовую продукцию. В рыбной отрасли мы экспортируем уже частично переработанную рыбу – филе. Сейчас во многих районах устанавливается оборудование по распиловке лесоматериалов. Экономическую целесообразность экспорта древесины в переработанном виде понимают многие наши лесозаготовители. Пиломатериалы дешевле экспортировать, чем круглый лес, они гораздо компактнее, при этом стоимость их значительно выше.
Последние два года к нам обращаются предприниматели с просьбой помочь приобрети оборудование для очистки кедрового ореха: и транспортировать выгоднее, и стоимость выше.
Что же касается экспорта горного сырья, в частности руд и концентратов цветных металлов, то высокие энерготарифы не позволяют построить в крае металлургические комбинаты для производства металлопроката и готовых изделий из цветных металлов: их себестоимость в несколько раз превысит среднемировые цены. На данном этапе нам все же выгоднее экспортировать сырье.
В мае текущего года во Владивостоке прошел первый международный инвестиционный конгресс “Новейшие технологии в системе интеграционных процессов территорий стран АТР”. На конгрессе были рассмотрены новые технологии на транспорте, в энергетике, в области комплексной переработки сырьевых ресурсов и утилизации отходов производства и ВПК, биотехнологии и другие. Большой интерес к представленным разработкам проявили китайцы. Раньше они не вкладывали много денег в науку, а сейчас у них создано несколько центров инновационных технологий для быстрейшего роста производства. Я надеюсь, нашим ученым удастся скооперировать свои интересы с их интересами.
Автор: Екатерина Филиппова