“ТОЙОТА” для учителя

В конце июня у меня состоялась рабочая поездка по Приморскому краю, оставившая самые приятные впечатления. Прежде всего потому, что я смог воочию убедиться: система образования региона не просто функционирует, но и содержательно совершенствуется. Одна из основных, если не главная тому причина - здесь сложилась эффективная модель работы с педагогическими кадрами.

8 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №846 от 8 сент. 2000
В конце июня у меня состоялась рабочая поездка по Приморскому краю, оставившая самые приятные впечатления. Прежде всего потому, что я смог воочию убедиться: система образования региона не просто функционирует, но и содержательно совершенствуется. Одна из основных, если не главная тому причина - здесь сложилась эффективная модель работы с педагогическими кадрами.

Краевой конкурс “Учитель года” ежегодно проходит под патронажем губернатора. В этом году для проведения юбилейного, десятого конкурса был создан попечительский совет, председателем которого стал Евгений Наздратенко. По решению попечительского совета победителям краевого конкурса “Учитель года” 1991-1995 гг. (тогда Приморским краем еще не руководил нынешний губернатор) были вручены в честь юбилея ключи от легковых автомобилей. Надо было видеть, какой радостью светились лица и виновников торжества, и тех, кто был с ними рядом: это был не просто подарок, но и знак внимания людям нелегкой профессии! Не менее счастливы были и победители юбилейного конкурса, которым в результате всех испытаний присвоена высшая квалификационная категория, а кроме губернаторской премии и японского автомобиля начиная с 1 мая 2000 года им будет в течение пяти лет выплачиваться заработная плата на один-три разряда выше единой тарифной сетки (соответственно за третье, второе и первое места).

В крае создан клуб победителей конкурса “Учитель года”, возглавляет который Ольга Анхудинова - победитель 1991 года, учитель русского языка и литературы, а ныне заслуженный учитель РФ, директор средней школы № 25 г. Находки. Конкурсное движение, по ее мнению, - великая сила в стимулировании творчества. Об этом же говорил и учитель физики средней школы села Михайловка Анатолий Марченко, стаж работы в школе которого свыше 30 лет. Он также призер конкурса “Учитель года-91”, получивший свидетельство Российского агентства по патентам и товарным знакам за прибор по демонстрации законов механики. Сейчас заслуженный учитель РФ Анатолий Марченко готовит на очередную педагогическую выставку свою новую модель. Конечно, судить о системе работы с кадрами на основании одной только поездки было бы несколько наивно. Так сложилось, что с 1993 года я имею возможность ежегодно анализировать состояние дел в регионах по аттестации педагогических и руководящих работников - а это основное направление кадровой политики в сфере образования. В Приморском крае сложилась достаточно гибкая система аттестации. Значительно расширены по сравнению с федеральными социальные льготы для аттестующихся. Аттестация в крае социально защищает профессионалов: 33,7 проц. от числа всех работников, подлежащих аттестации, имеют высшую квалификационную категорию и получают 20-процентную “губернаторскую” надбавку. Всего же в крае прошли аттестацию около 90 проц. педагогов и руководителей из 33 тысяч работающих в отрасли.

О системном подходе к работе с кадрами на краевом уровне говорит и тот факт, что региональным управлением образования с 1994 года издано двенадцать (!) информационно- методических сборников по аттестации, которые отмечены дипломом лауреата IV Московской международной выставки “Образование-2000”. В условиях дефицита научно-методической литературы, отслеживающей процессы, происходящие в приморской школе, эти сборники постоянно используются учителями и руководителями образовательных учреждений. Кстати, в трех министерских сборниках “Лучшее от лучших”, опубликованных по материалам российского конкурса “Учитель года”, есть статьи приморских педагогов.

Впечатляющим и действительно новым явлением в крае с 1998 года стали педагогические выставки, в том числе передвижные. Опыт таких выставок очень ценен для развития международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности с Китаем. Как и конкурсное движение, выставки получили широкую поддержку территорий края и образовательных учреждений. Результатом стала убедительная победа Приморья на выставке “Образование-2000” в апреле этого года, когда приморской делегации был вручен двадцать один (!) диплом лауреата.

Складывается впечатление, что в регионе растет престиж учительской профессии и образования в целом. Это происходит не только за счет внимания к участникам конкурса “Учитель года”. Стали уже традиционными чествования педагогических династий, торжественные приемы губернатора в честь Международного дня учителя с морской прогулкой по акватории бухты Золотой Рог по случаю вручения педагогам правительственных наград. А поддержка золотых медалистов! Вот уже шесть лет все выпускники, окончившие школу с золотой медалью, имеют право бесплатного поступления вне конкурса в любой вуз Приморья. Более того, студентам, поступившим на бюджетные места на специальности, приоритетные для хозяйственного комплекса края, в том числе педагогические, выплачивается губернаторская стипендия в течение всего периода обучения.

На мой взгляд, уже назрела необходимость распространения приморского опыта. Один из механизмов такой трансляции нами совместно с региональным управлением образования уже определен. Это проведение ежегодной дальневосточной выставки “Народное образование”. Принять участие в ней смогут все желающие не только с Дальнего Востока, но и из других регионов России. Сейчас ведется подготовка соответствующего министерского письма.

Автор: Вячеслав ШОЛОК, заместитель начальника управления региональной образовательной политики Министерства образования РФ