Дагестан: Между миром и войной
В самом центре города Каспийска в Дагестане расположен пивной бар с радостным и звучным для приморского сердца названием “Владивосток”. Мимо него пролегают главные дороги населенного пункта, отсюда можно за короткий срок (20-30 минут) добраться до Махачкалы и республиканского аэропорта, в нескольких кварталах отсюда плещется ласковое Каспийское море, на берегу которого - городской пляж и парк культуры.
К большому сожалению, мне из-за нехватки времени не удалось посетить бар и попробовать пива местного разлива. Но местные жители частенько заглядывают сюда на кружку-другую пенного напитка. В число посетителей входят и бывшие жители столицы Приморья, коих здесь довольно много. Большинство из них офицеры и сверхсрочники Тихоокеанского флота и Тихоокеанского регионального управления ФПС. Этих ребят отправили служить в Дагестан. В Каспийске расквартированы батальон морской пехоты, бригада катеров береговой охраны, пограничный отряд, учебный центр и целый ряд других частей и подразделений.
Приморских ребят там несколько десятков человек. Большинство из них живут в офицерском общежитии или в расположении части. Причем без семей. Не рискуют жены и дети ехать вслед за главами семейств в этот тревожный гарнизон. Всей стране еще памятна трагедия 16 ноября 1996 года, когда чеченские террористы взорвали в Каспийске жилой дом. В той пятиэтажке жили в основном пограничники вместе с семьями. Именно большая их часть погибла во время взрыва и под обломками. На том месте теперь установлен мемориал. И как память о беде четырехлетней давности оставлено несколько разрушенных блок-секций первого этажа. Кстати, постамент с мемориальной плитой находится в нескольких метрах от вывески “Владивосток”.
Вообще жители республики - очень памятливые люди. Все счастливые и трагические события они пропускают через свое сердце. “В Дагестане живут люди 34 национальностей, - делится мыслями вслух с журналистом с Дальнего Востока обычный милиционер по имени Муслим, участник боевых событий годичной давности. – Общая беда сплотила нас. Аварцы, русские, даргинцы, евреи, лезгины, украинцы, азербайджанцы и другие стали одним целым. Различия в вероисповедании не мешают нам. Ислам и православие одинаково относятся к разбойникам, бандитам, убийцам. Не стало богатых и бедных. Для отпора врагу и те и другие отдавали деньги, вещи, продукты, предоставляли свои дома для ночевок солдат и машины для их перевозки к месту боев. Теплые отношения взаимопомощи остались и после переноса военных действий на территорию Чечни. Вот только русские семьи стали массово уезжать из Прикаспия на свою историческую родину. Зато беженцы возвращаются в приграничные села и аулы. Присутствие войск и милиции дает им уверенность в спокойной жизни. К тому же практически прекратились похищения людей, а в самом Дагестане ликвидируется рынок рабов. Крупных и средних банд не осталось вовсе. Бродят где-то одиночки из числа уголовных элементов, выстрелы по ночам слышатся, но в целом ситуация не выходит из-под контроля. Хотя большинство детей из горной местности по-прежнему живут у родственников в Махачкале, Дербенте или Кизляре, а то и вовсе за пределами республики. Активизировалась деятельность прокуратуры. Раскрыты громкие заказные убийства, похищения людей, террористические акции. Так, начался судебный процесс в отношении ваххабитов, взорвавших жилой дом в Буйнакске. На прошлой неделе там установлен памятник жертвам той трагедии.
Благодаря помощи Москвы Дагестан встает из руин. Все больше поднимается буровых установок, добыча нефти становится престижным занятием. На подъеме строительная отрасль, люди восстанавливают старые дома и возводят новые. Рынки заполнены продовольствием. За 1 кг винограда, дынь и арбузов просят соответственно 10-12, 6 и 3 рубля. Груши и яблоки от 10 до 20. Булка белого хлеба стоит в пределах 4-5 рублей в зависимости от производителя. Говядина и баранина оцениваются в 45-48 рублей. Если водка дешевле 32 рублей, то это явный самопал. Бутылку фирменного коньяка “Дербент” можно купить в специализированном магазине за 60, если обращаться в киоск или уличную палатку, то есть опасность нарваться на подделку. Пиво крайне дорого, пол-литровая бутылка доходит до 18-20 рублей. Вновь стала актуальной тема браконьерского промысла осетра в Каспийском море, устьях Терека, Сулака, Самура и незаконного изготовления продукции из черной икры.
Тем не менее жизнь берет свое. Люди забывают про неурядицы. И все чаще выезжают к ласковому морю, на теплый песочек или на природу с шашлычком и местным вином.
Редакция “В” благодарит командование УВД края и холдинговую компанию “Дальморепродукт” за помощь, оказанную в организации поездки нашего журналиста в зону боевых действий.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, фото автора, "Владивосток" Махачкала – Каспийск - Владивосток