...Глядь, зима катит
Подобной подготовки к зиме в Приморье еще не было. Если точнее, то край не готовился к зиме вовсе. Во времена Советов и нынешней России проблемами отопительного сезона занимался ТЭК, а власти (будь то партийные комитеты или современные администрации) лишь координировали работу энергетиков, шахтеров, железнодорожников, коммунальщиков. Вмешивались в их деятельность только в случае чрезвычайных ситуаций.
В настоящий момент в Приморье именно кризис. А с приходом зимы наступит катастрофа. То есть пока температура воздуха плюсовая, обычные жители региона не видят бедственного положения, только специалисты отрасли хватаются за голову. Лишь когда ударят морозы, каждый человек ощутит на себе отсутствие в домах тепла и света.
Чтобы хоть как-то смягчить удар в пик холодов, краевая администрация пытается исправить то, что еще возможно. С этой целью первый вице-губернатор Валентин Дубинин собрал руководителей энергетических и угольных компаний, глав администраций крупнейших городов и директоров предприятий – основных должников за потребленную электроэнергию.
“Дальэнерго”. На станции большой энергетики и котельные поставлено угля и мазута всего в пределах 8 и 7 процентов от графика. Такого количества хватит на полторы недели бесперебойной работы. По словам генерального директора Юрия Лихойды, финансовая составляющая компании оставляет желать лучшего. Денег нет, зато есть сплошные долги. Государство отказывается платить по старым долгам, зато наложило арест на все счета (арестовано 600 миллионов рублей) и любые поступления тут же обращает в налоги в федеральный бюджет. Краевая власть на фоне варварского отношения Москвы к регионам повела себя цивилизованно и осуществила взаимозачеты. Руководство ДВжд в Хабаровске также пошло навстречу. Оно готово в любой момент выделить необходимое количество вагонов под завозной уголь. Только до конца сентября необходимо завезти 60 тысяч тонн из Харанора, 200 тысяч от “Приморскугля” и 165 тысяч от “Росуглесбыта”. Но все сибирские и дальневосточные шахтеры требуют полной предоплаты живыми деньгами, а их, как вы понимаете, физически нет. Еще хуже обстановка с обеспечением мазутом. Мало того, что он чрезвычайно дорог, так его еще и не купить на нефтеперерабатывающих заводах. Так, администрация Владивостока послала гонцов на все предприятия вплоть до Ухты, Самары и Волгограда. Однако свободного мазута по ценам изготовителей нет, к продаже предлагают его только перекупщики в полтора раза дороже. Кстати, и дизельного топлива на Дальнем Востоке нет вовсе, ближайший состав еще не подошел к железнодорожной станции Архара в Амурской области. В “Дальэнерго” уверены, что спасти положение может только чудо. К примеру, если главные должники тут же рассчитаются по старым долгам, не считая текущих платежей. Но пока только администрация Владивостока постоянно переводит деньги энергетикам, да еще и сама закупает топливо. Власти Артема, Партизанска, Уссурийска прямо на совещании отказались погасить даже малую часть долга. Подобная обстановка и по промышленным предприятиям. Все заявляют, что денег нет, рассчитываться нечем, но электричество и тепло требуют дальше. Кроме того, Юрий Лихойда обратился к администрации края с просьбой дать гарантии на получение кредита у правительства на 500 миллионов рублей для закупки топлива.
“ЛуТЭК”. Впервые за последние годы компания вынуждена закупать твердое топливо на стороне. И это при наличии мощного собственного месторождения. Заместитель генерального директора “ЛуТЭКа” по экономике Николай Пашутин считает, что ГРЭС сможет избежать провала в осенне-зимний максимум только при наличии дополнительных 330-430 тысяч тонн. На сей счет уже ведутся переговоры с Харанором. Только в этом случае станция сможет держать нагрузку на уровне в 500 и более мегаватт. А краю необходимо ежесуточно с ноября по март получать от “ЛуТЭКа” до 750 мегаватт. Шахтеры Лучегорска при всем желании не смогут закрыть потребности. Планы вскрышных работ провалены полностью. Только-только из разрезов откачали воду. Чтобы вернуться к прежним графикам работы, требуется дополнительно не менее шести мощных бульдозеров. Необходимо до нового года проложить железнодорожную ветку длиною 8 км, без помощи предприятия МПЧ Владивостока не обойтись. К тому же имеющиеся подъездные пути требуют капитального ремонта, а еще около 100 км. На самой станции в ремонте находится 3 энергоблока. Чтобы успеть их запустить до холодов, нужны специалисты - не меньше 20 сварщиков и 60 слесарей. На предприятии сложилась острая социальная напряженность. Людям сейчас выплачивают заработную плату за январь-февраль. Да и то благодаря средствам, направленным из РАО “ЕЭС России”. А так все счета арестованы. Налоговые службы умудрились наложить арест даже… на трубы ГРЭС.
Это большая энергетика. А есть еще малая. Большинство городов и поселков, вся жилищно-коммунальная сфера края должна самостоятельно готовиться к зиме, закупать уголь, мазут и дизельное топливо. В подавляющем большинстве местные администрации даже не приступали к созданию запасов на предстоящий отопительный сезон. Нет денег, а если кто и взял кредит в банке, то не знает, где купить топливо. Все Приморье ожидает суровая зима и жители края должны быть к этому готовы.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"