Олимпийских колец в их глазах нет
Владивосток принял первых участников будущих Олимпийских игр – сборную России по парусному спорту. В ее составе всего две женщины – Анна Басалкина и Владислава Украинцева. Женский экипаж выступает в сборной с двойным зачетом – от Приморского края и Санкт-Петербурга.
Владивосток принял первых участников будущих Олимпийских игр – сборную России по парусному спорту. В ее составе всего две женщины – Анна Басалкина и Владислава Украинцева. Женский экипаж выступает в сборной с двойным зачетом – от Приморского края и Санкт-Петербурга.
Подготовка к Олимпиаде у девушек выдалась особенно трудной. До последнего момента, пройдя все отборочные соревнования, Анна и Владислава не знали наверняка, поедут ли на игры. Спортивное начальство решало, не послать ли другой экипаж, который якобы может выступить сильнее, но поехать на игры им мешают объективные обстоятельства. Насколько тяжело приходится в этой ситуации Анне и Владиславе, пожалуй, известно только их тренеру Олегу Чугунову. Даже в эти минуты волнение не оставляет спортсменов. Окончательно заявка на Олимпийские игры будет подписана завтра. Несмотря на все эти перипетии, главный тренер команды верит, что у экипажа Басалкиной и Украинцевой есть шанс выиграть медаль.
Анна: Мы впервые участвуем в Олимпийских играх. Выиграем или нет – все зависит от психологической подготовки. Как настроимся, так все и пройдет. Любой спортсмен рвется в бой, его нужно притормаживать.
- Говорят, в Сиднее вас ждет сложная бухта.
А.: Мы не привыкли к таким условиям, я имею в виду всю сборную. Мы гоняемся либо на море, либо на озере. А в Сиднейской бухте четыре дистанции находятся в заливе, две – в океане, естественно, там разные условия прохождения. На озерах обычно маленькая волна, в океане, наоборот, большая и ветер.
- Кого из соперников опасаетесь больше?
Влада: Угадать результат регаты невозможно. Каждый раз нас ждут разные условия, поэтому трудно предположить, кто как выступит.
А.: Все, что связано со стихией, парусом, – сложно прогнозировать. Доставить неприятности могут волны, ветер. Можно получить тот же солнечный удар. Но ветер одинаков для всех участников. Тот, кто правильно использует его изменения, будет всегда впереди.
- Требования, которые предъявляются к женщинам и мужчинам яхтсменам, отличаются?
А.: Правила должны быть для всех одинаковы. Конечно, физические нагрузки разные, но все равно – на пределе возможностей организма.
Во время подготовки к серьезным соревнованиям мы тренируемся по восемь-девять часов в сутки, только пять-шесть часов проводим в море. Кстати, регата в Сиднее будет длиться минимум шесть часов. Эта Олимпиада станет для нас серьезным испытанием во всех смыслах. Когда организм нагружен соревнованием, человек способен на многое. Потом идет расслабление, и вылезают различные заболевания. Но восстанавливаешься. У нас такой вид спорта, что им можно заниматься достаточно долго. Просто со временем выбираешь класс полегче. К слову, скоро появится новый олимпийский класс. Это будет килевая яхта, пока Международная парусная ассоциация не определила, какая именно. Интересно будет попробовать этот класс. Думаю, что перейдем вместе с Владой. Единственно, нужно будет искать в экипаж третьего.
- Для вас существует разделение на мужские и женские виды спорта?
В.: В общем да, но к нашему виду это не относится. То, что российская сборная парусного спорта участвует в Олимпийских играх, говорит о перспективах развития этого спорта в стране. Хотя до сих пор женского яхт-клуба в России нет. Мне кажется, что это проблема популяризации спорта в нашей стране, и парусного в частности, – общая проблема, делить ее по половому признаку неправильно. Вообще женщин-любителей в России много, а вот профессионалов мало.
- Мне сказали, что в вашем экипаже Анна – лидер. Когда я увидела вас впервые, то, честно говоря, за Анну приняла Владу...
А.: В парусном спорте физическая сила не главное. Недостаточно быть слишком сильным или слишком умным. Требуется и то и другое. Надо уметь думать, а еще хорошо работать руками. Не удивляйтесь, все работы по яхте мы выполняем сами: и крепим тросы, и красим, последним в основном занимается Влада. Она у нас за завхоза.
- Вы для себя определили цель этой Олимпиады?
В.: Все спортсмены – люди суеверные, не любят загадывать наперед, так же, как не любят фотографироваться перед стартом – плохая примета.
Осторожность Влады и Анны вполне понятна: в их ситуации действительно рискованно раскрывать карты раньше времени. И сдержанность в разговоре тоже объяснима. А вот их тренер Олег Чугонов не скрывал волнения. Когда мы ждали олимпийцев в аэропорту, Олег курил:
- Во время соревнований я выкуриваю полпачки в день – для меня, бывшего профессионального спортсмена, это много, но нервы не выдерживают, – рассказывал Олег. – Когда Аня и Влада уходят в море, помочь им ничем не могу, а переживаю сильно. После очередного чемпионата мы теряем в весе минимум по два килограмма каждый. На этот раз психологическая нагрузка еще больше.
Два месяца экипаж находится в подвешенном состоянии, естественно, это отрицательно повлияло на готовность девушек. Хотя за это время они выиграли регату в Германии. Надеюсь, что смогут быстро восстановиться к Олимпийским играм. На карту поставлено все: к играм Аня и Влада готовились четыре года, а до этого еще были 18 лет в спорте. И все это для того, чтобы приехать на Олимпиаду и достойно выступить. Главное для нас, чтобы в момент старта не было дрожи в руках. Когда у спортсмена олимпийские кольца в глазах, результата не будет. Верю, что у нашего экипажа все получится. У Ани есть ценные качества – спокойствие и собранность, благодаря этому экипаж все ответственные соревнования выигрывал.
Дело осложнено еще и тем, что я не включен в состав сборной. Аня – моя жена, поэтому психологический контакт у нас особенно сильный.
- Что будет после Олимпиады?
- Если проиграем, сделам выводы и будем работать дальше. Выиграем – нужно будет быстрее справиться с эйфорией и опять-таки работать дальше. А первые четыре месяца уйдут на восстановление сил. У нас же здоровье ради спорта, а не спорт ради здоровья.
- Как давно вы являетесь тренером этого экипажа?
- С Аней я работаю пять лет, с Владой два года. Девушки выступают в классе "470". Номер соответствует длине яхты, весит она 120 килограммов, сделана из пластика, 11 квадратных метров парусности. Кстати, паруса сшиты в Приморье. Все остальное на яхте иностранного производства.
Вообще женский парусный спорт в нашей стране развит очень слабо. Мировому уровню соответствуют два экипажа – наш и московский – тот, из-за которого мы и оказались в столь непростой ситуации. Но если у москвичей серьезнее материальная база, то наш экипаж психологически сильнее. Хотя финансы – важная составляющая. Парусный спорт – дорогой вид. Годовой бюджет западных конкурентов составляет 70-80 тысяч долларов. У нас средств гораздо меньше, потому и бороться на уровне тяжелее. В этом смысле нам очень помогает Юрий Наумов, директор школы высшего спортивного мастерства Приморского края.
Ну если уж заговорили о сложностях, то скажу еще об одной проблеме: в стране нет школы молодежи. В состав сборной по парусному спорту в основном вошли люди, прошедшие школу сборной СССР, многие из них уйдут после этой Олимпиады – возраст заставит, а за спиной никого. Да, парусный спорт в принципе не имеет возрастных ограничений, но спортсмены стареют быстро, сказываются нервное напряжение и постоянная физическая усталость. Мы подсчитали, что полтора-два месяца в году проводим в машине, конечно, это тоже на пользу не идет. Вот все эти причины привели к тому, что в парусном спорте сложилась очень неоднозначная ситуация.
В любом случае мы желаем нашему экипажу вернуться с медалью.
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, "Владивосток-ЕЩЁ!"