Когда усталая подлодка...
Как уже сообщили СМИ, в Баренцевом море в эти дни терпит бедствие многоцелевая атомная подводная лодка “Курск” Северного флота. ЧП планетарного масштаба.
Как уже сообщили СМИ, в Баренцевом море в эти дни терпит бедствие многоцелевая атомная подводная лодка “Курск” Северного флота. ЧП планетарного масштаба.
Между тем второй по мощности после Северного российский флот - наш Тихоокеанский. И как показывает новейшая история, от подобных катастроф не застрахован никто.
По оценкам специалистов-подводников штаба Тихоокеанского флота, лодки проекта “Антей” (к ним относится “Курск”) являются одними из самых надежных атомных субмарин. За 13 лет эксплуатации подлодок этого класса на ТОФ не было зарегистрировано ни одного чрезвычайного происшествия.
В настоящий момент, по данным “В”, в составе Тихоокеанского флота пять субмарин проекта “Антей” (по натовской классификации Oscar-II). Лодки базируются на Камчатке. Все они “именные” – носят названия российских городов. Первая лодка “Иркутск” прибыла на Тихоокеанский флот в 1987 году. Следующая лодка этого проекта – “Красноярск” вступила в строй в 1989 году. В 91-м году на ТОФ поступила лодка “Вилючинск”. В 1993-м – “Омск”. Последняя субмарина проекта “Антей” – “Томск”, совершив переход подо льдами Северного Ледовитого океана, прибыла на Тихоокеанский флот в 1997 году. Командовавший переходом контр-адмирал Петров за выполнение этого задания стал Героем России.
В настоящий момент на Тихоокеанском флоте в строю только четыре лодки этого проекта. АПЛ “Красноярск” еще несколько лет назад была выведена в длительный отстой по причине отсутствия аккумуляторных батарей. Оставшиеся же подлодки регулярно выходят в море и выполняют учебные и боевые задачи.
Специалисты-подводники в беседе с корреспондентом “В” заявили, что считают субмарины проекта “Антей” наиболее удачным детищем конструкторского бюро “Рубин”. При этом отмечается высочайшая надежность всех элементов конструкции лодки.
Сегодня на дне Мирового океана покоятся шесть атомных подводных лодок: две американские (“Трешер” и “Скорпион”) и четыре советские (К-8, K-219, К-278 “Комсомолец”, K-27). Три атомные подводные лодки СССР погибли в результате ЧП, и одна была затоплена в Карском море по решению ответственных государственных ведомств ввиду невозможности восстановления и дороговизны утилизации. Все АПЛ принадлежали Северному флоту.
Тем не менее серьезные инциденты с атомными подводными лодками были и на Тихоокеанском флоте.
За период с 1965 по 1994 год на ТОФ произошло более 60 аварий на атомных подводных лодках, в том числе зарегистрировано 9 пожаров, 8 аварий ядерных энергетических установок, 20 столкновений, 4 посадки на мель. В результате аварий 107 человек погибли, более 1300 были облучены.
Вот список наиболее серьезных инцидентов с атомными субмаринами Тихоокеанского флота:
20 июня 1970 года подводная лодка проекта 675 (Echo-2) в Тихом океане при погружении столкнулась с американской подводной лодкой с тактическим номером SSN-639. Лодка была повреждена, возникла опасность затопления. Несмотря на сильные разрушения прочного корпуса, лодку удалось спасти.
14 июня 1973 года субмарина проекта 675 (Echo-2) в заливе Петра Великого столкнулась с гражданским судном “Академик Берг”. Лодка получила пробоину. 28 человек погибли.
10 сентября 1977 года в Тихом океане на подлодке 667-го проекта (по натовской классификации Yankee-1) на глубине произошел взрыв аккумуляторной батареи. В результате аварии девять человек погибли.
1 июля 1979 года на подводной лодке проекта 675 (Echo-2) произошла серьезная авария – подрыв крышки реактора. Лодка находилась на боевой службе в Тихом океане. В результате аварии девять человек погибли, 128 членов экипажа облучены.
За месяц до этого авария ядерной энергетической установки произошла в центральной части Тихого океана на подлодке проекта 667 (Delta-1). Из-за ошибки оператора под крышку реактора попала вода. Энергетическая установка была повреждена. Жертв не было.
24 июня 1983 года на Камчатке в районе бухты Саранной на глубине 38 метров затонула атомная подводная лодка проекта 670 (Charlie-1). Затопление произошло при дифферентовке перед выходом на учебные стрельбы. В результате аварии погибли 16 человек.
21 марта 1984 года в Японском море произошло столкновение атомной подводной лодки проекта 671 (Victor-1) с американским авианосцем “Китти Хок”. К счастью, затопления лодки удалось избежать.
13 сентября 1985 года в бухте Советской затонула субмарина проекта 670 (Charlie-1). Данных о жертвах нет. Впоследствии лодка была поднята, однако вторично затонула у пирса на Камчатке в бухте Крашенинникова.
30 декабря 1985 года в районе бухты Павловского (Приморский край) 94 человека были облучены в результате повреждения крышки реактора на АПЛ 671-го проекта (Victor-1). На раскаленную крышку реактора была закачана забортная вода, произошло частичное разрушение крышки.
30 декабря 1986 года подлодка проекта 627 (November) столкнулась с гражданским судном. Судно было повреждено и затонуло.
Пополнит ли “Курск” трагический список потерь? Вопрос остается открытым.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"