В доме, который построил...

Большинство российских граждан, “упакованных” в стандартные панельные коробки, и не подозревают, насколько они беззащитны. Нет, не перед землетрясением и не перед стихией. Судьба приходит в образе соседей, затеявших евроремонт…

11 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №830 от 11 авг. 2000
Большинство российских граждан, “упакованных” в стандартные панельные коробки, и не подозревают, насколько они беззащитны. Нет, не перед землетрясением и не перед стихией. Судьба приходит в образе соседей, затеявших евроремонт…

Например, такая история. В доме № 17 на ул. Кирова на 8-м этаже жила-поживала Светлана Вениаминовна. В один, как принято говорить, далеко не прекрасный день над ее головой раздались шум и стук, возвестившие начало ремонта в квартире на 9-м этаже. Недавно в нее въехали новые жильцы. Естественно, предварительно никто не извинился перед Светланой Вениаминовной за причиняемые неудобства. Она оказалась женщиной понятливой - ремонт есть ремонт. Правда, почему-то работы велись ночью, и Светлана Вениаминовна перестала высыпаться. Но по-настоящему горячо пришлось, когда новоиспеченные соседи начали менять трубы. Причем в буквальном смысле. В комнату и кухню в квартире Светланы Вениаминовны хлынула горячая вода. Этими потоками “смыло” обои. Потом в потолке ванной комнаты обнаружилась зияющая дыра, предназначенная, очевидно, для новой трубы, и бедная Светлана Вениаминовна расстроилась еще больше. Но с соседями ссориться не стала. Впрочем, это оказалось невозможным. Когда она все же решила приструнить нарушителей ее покоя, те просто не стали разговаривать. Что ж, подумала она, есть официальный путь решения проблемы. Наивная, наивная Светлана Вениаминовна…

Она выучила наизусть все телефоны домоуправления № 2 владивостокской КЭЧ, к которой относится дом, архитектурного отдела мэрии, участкового - словом, всех, кто мог хоть как-то помочь в ее беде. Хождение по кругу завершилось составлением акта о нанесении ущерба. Дальше Светлане Вениаминовне предстоит действовать самостоятельно. Скорее всего через суд. Между тем новые жильцы (со слов техника ДУ-2 Натальи Помыкановой) не только не получали законным образом разрешения на перепланировку квартиры, но и на момент начала ремонта даже не были в ней прописаны…

А вот другая история. На втором этаже дома № 12 на ул. Всеволода Сибирцева жила-поживала Елена Горшкова. Налаженный за долгие годы быт нарушился с появлением новых жильцов этажом ниже. Они решили расширить жилплощадь приобретенной двухкомнатной квартиры, расположенной на первом этаже, сделав прямо к дому… двухэтажную пристройку. Работы развернулись масштабные. По всем правилам (это вам не балкончик к первому этажу приспособить) - фундамент, стены из кирпича, крыша, часть двора, обнесенная забором. В перспективе - брусчатка и клумбы. Коттедж, да и только! Семья Горшковых (Лену поддержали родители) забила тревогу. Во-первых, их согласия никто не спрашивал. Во-вторых, в результате строительства они фактически лишились балкона, крыша пристройки пришлась в аккурат на уровне окон их квартиры. Другим жильцам из подъезда пришлось выходить через… окно. Собрав документы, подтверждающие несанкционированное строительство, они решили действовать по закону. Наивные, наивные Горшковы…

Общеизвестно, что у нас закон суров вовсе не ко всем. Во всяком случае, его суровость не распространяется на граждан, которые, выражаясь казенным языком документа, решили “переустроить и перепланировать жилое и нежилое помещение в домах жилищного фонда всех форм собственности”. Именно так сформулировано название постановления № 783 от 28.04.99 г. администрации Владивостока за подписью Ю. Копылова. В нем и сопутствующем положении “О порядке оформления документов…” за подписью начальника управления муниципального заказа по ЖКХ администрации Владивостока А. Шульмина содержится исчерпывающая информация о том, где и как получить разрешение. Нет смысла приводить весь документ полностью (он, так же как и постановление губернатора края № 78 от 26.02.97 г., публиковался в свое время в средствах массовой информации), скажем лишь, что разрешение даже на снос стенки между ванной и туалетом обязательно! Не говоря о более масштабной перепланировке любого жилья. Все, кто не получил оного, являются нарушителями закона. Контроль за самовольным переустройством возложен на жилищно-эксплуатационные участки, административную комиссию района. Казалось бы, все просто - есть факт нарушения, названы те, кто должен отреагировать на него. Но, как известно, жизнь всегда оказывается сложнее.

Горшковы, например, судятся уже второй год. Официальные бумаги за подписью представителей жилищной инспекции, отдела технадзора управления муниципального заказа, комитета по управлению муниципальным имуществом, инспекции архитектурно-строительного контроля управления архитектуры и градостроительства Владивостока, ЖЭУ-6, ПЖЭТ-2 (фамилии приводятся) подтверждают, что пристройка возведена незаконно, часть придомовой территории используется самовольно. И только... Каждый сделал свое дело – констатировал факт. Не считать же наказанием наложенный на нарушителей спокойствия и прав соседей штраф – две минимальные заработные платы. К слову, дом имеет статус памятника истории и культуры. Это одно из немногих сохранившихся во Владивостоке зданий, построенных в конце прошлого века. По иронии судьбы ведомство, призванное охранять памятники, и выдало разрешение на пристройку. Правда, речь шла лишь об одноэтажном тамбуре. Жаль, что Приморский центр по охране и использованию памятников истории и культуры не удосужился проверить, что же получилось на деле.

А еще в этой истории есть немало официальных писем. В одном из них, например, инспекция госархстройнадзора просит управление архитектуры и градостроительства привлечь к административной ответственности гражданина Д., ведущего самовольную реконструкцию… В другом - управление муниципального заказа по ЖКХ дает ответ на запрос адвоката: вопрос перепланировки и переустройства квартиры… на городской межведомственной комиссии не рассматривался. В третьем… В общем, бумаг скопилось порядочно. Ощущение такое, что срабатывает закон “от частного к общему”, только наоборот. Постановления приняты, судитесь, господа! Каждый согласно своим связям и финансам.

Выходит, ничего нельзя сделать? Ну отчего же… Закон обязывает самовольщиков восстановить перестроенное в прежнем виде за собственный счет. Но по словам инспектора госархстройнадзора, согласившейся дать информацию “не для прессы”, самовола полно, но еще не было ни одного случая его сноса. На самом деле все очень просто – решение суда, исполнение его судебными приставами. Хотя… Хозяйка одной из возведенных “самоволок”, убеждая меня в своем праве иметь комфортное жилье, окруженное садом и клумбами, в качестве последнего аргумента сказала:

- Требовать от людей, чтобы они соблюдали законы в государстве, которое само их не соблюдает, просто свинство!

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"