Год длиною в жизнь

На российском политическом календаре сегодня - черный день. Ровно год назад, 2 августа 1999 года, началась вторая чеченская война. Началась с вторжения вооруженных формирований Басаева и Хаттаба на территорию одного из субъектов Российской Федерации - Республики Дагестан.

2 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №826 от 2 авг. 2000
На российском политическом календаре сегодня - черный день. Ровно год назад, 2 августа 1999 года, началась вторая чеченская война. Началась с вторжения вооруженных формирований Басаева и Хаттаба на территорию одного из субъектов Российской Федерации - Республики Дагестан.

...Именно в те дни в сводках новостей замелькали доселе мало кому известные названия дагестанских аулов и сел: Ансалта, Новолакское, Ботлих, Гуниб. Именно в те дни “мягкого” Степашина на посту главы правительства сменил “железный” Путин. И именно тогда офицеры вооруженных сил, сотрудники МВД и ФСБ по всей стране начали готовиться к очередным “командировкам” на Северный Кавказ. А население страны поняло одну простую вещь: война...

...На очередной пресс-конференции, прошедшей в конце минувшей недели, 1-й заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов обнародовал последние данные о потерях федеральных сил за год боевых действий: со 2 августа 1999 года мы потеряли 2537 человек убитыми, более 8500 - ранеными. Даже по самым скромным подсчетам, динамика потерь за год выше, чем в первую войну...

В скорбном списке погибших - 15 человек из Приморья. В течение года мы сообщали о каждом из них; потому что у газеты “Владивосток” свое отношение к тому, что происходит на Северном Кавказе, и только за этот год наши корреспонденты трижды выезжали в район боевых действий. Вместе с бойцами спецназа и ОМОНа они выходили на зачистку в Карамахах и Чабанмахах, сидели в засаде под Автурами, дежурили на блокпостах у Мескер-Юрта. Их репортажи-отчеты наши читатели искали и находили на страницах “В”. Ведь идущая за 10 тысяч километров война - это наша война, потому что похоронки приходят в Приморье каждый месяц, а то и чаще; и никто не знает - когда и куда “попадет” следующая...

В “Книге памяти”, изданной газетой “Владивосток” по итогам войны 94-96 гг., оказалось ровно 100 фамилий. Круглой цифры уже не будет - список растет. А нам приходится думать о новом издании этой черной книги.

Сегодня - год с начала второй чеченской кампании. В этом номере “В” опубликован мартиролог наших земляков, павших на Северном Кавказе. Мы помним каждого из них.

НАШИ ЗЕМЛЯКИ, ПОГИБШИЕ НА ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ

1. Старший сержант Александр ГОРЯЧКИН (Владивосток), 136-я отдельная мотострелковая бригада Северо-Кавказского военного округа. Погиб за неделю до развертывания боевых действий, 27 июля 1999 года, от разрыва фугаса недалеко от Буйнакска.

Саша Горячкин, владивостокский парнишка, 19-летний солдат срочной службы, приехал домой 30 июля в цинке. “Груз-200” привезли лучший Сашин друг Саша Власов из Минвод, который был в той же взорванной машине и которому, в отличие от Горячкина, суждено было остаться живым и почти невредимым, и Магомед-Расул Акаев, замкомандира ремонтно-восстановительного батальона, где служили оба друга.

“Привет из солнечного Дагестана. Дорогие родители, мама. Вот получил от вас письмо... Мама, у меня все нормально, кормят неплохо. Мама, я ездил на своей машине, на “ЗИЛе”, в командировку в Избербаш, это находится возле Каспийского моря. Там мы купались и варили сваркой забор, у меня в машине стоит сварочный аппарат. Мама, служба у меня потихоньку продвигается, скоро домой, стодневка идет. Духи считают дедушкой. Погода стоит жаркая. Мама, напиши мне деда Степана адрес, поздравлю его с днем рождения. До свидания, целую. Ваш Шурик”.

Письмо это Саша отправить домой не успел, незапечатанный конверт привезли родным вместе с личными вещами.

“Владивосток”, 11 августа 1999 года

2. Лейтенант Михаил БУТОВ (Артем), Армавирский спецназ внутренних войск. Погиб во время прорыва из окружения 11 сентября 1999 года под Новолакском.

Вот текст телеграммы, пришедшей родителям: “Армавир, Краснодарский край. Сообщаем, что, выполняя боевое задание, 11 сентября в Дагестане погиб ваш сын, лейтенант Михаил Юрьевич Бутов. Просим сообщить, где он будет похоронен. Врио командира в/ч подполковник Шевченко”...

“Владивосток”, 17 сентября 1999 года

3. Старший лейтенант Алексей БЕЛЯЕВ (Владивосток), ОМОН управления внутренних дел Приморского края. Подорвался на растяжке 20 сентября 1999 года при зачистке села Чабанмахи.

Трагедия произошла около 11 часов 30 минут. При зачистке местности в районе печально известного селения Чабанмахи владивостокские милиционеры стали жертвой мины-ловушки, поставленной боевиками. Алексей Беляев оказался ближе всех к эпицентру взрыва. К сожалению, спасти Алексея не удалось, по дороге в госпиталь старший лейтенант Беляев скончался. Жизнь младшего сержанта Романа Беляева, также получившего осколочные ранения, сейчас вне опасности.

“Владивосток”, 22 сентября 1999 года

4. Майор Константин ИЛЮЩЕНКО (Владивосток), командир спецотдела быстрого реагирования (СОБР) регионального управления по борьбе с оргпреступностью. Погиб 31 октября 1999 года от разрыва гранаты во время боевой службы неподалеку от дагестанского поселка Аксай на чеченской границе.

Демобилизовавшись из армии, Константин Илющенко пришел в СОБР. 19 мая 1997 года он был назначен командиром отряда. Предыдущий начальник этого элитного милицейского подразделения Герой России Владимир Марченко погиб в августе 1996 года в Чечне, восстанавливая этот самый конституционный порядок. Кто знал, что Константин Илющенко спустя три года погибнет, опять-таки воюя на Северном Кавказе. К слову, улица, на которой находится СОБР, носит имя Владимира Марченко. С этой улицы и уезжал Константин Илющенко в свою последнюю командировку...

“Владивосток”, 3 ноября 1999 года

5.Рядовой Александр ФОМИН (п. Врангель), Уссурийская бригада армейского спецназа. Погиб 16 декабря 1999 года в одном из горных районов Чечни.

6. Рядовой Александр ОВСЯННИКОВ (Хорольский район), служащий ремонтного батальона одного из мотострелковых полков СКВО. Погиб 27 декабря 1999 года под Урус-Мартаном.

7. Рядовой Евгений СТРОКОЧ (Уссурийск), Уссурийская бригада армейского спецназа. Погиб 15 января 2000 года.

8. Рядовой Сергей ДЮНДИН (Дальнереченск), Уссурийская бригада армейского спецназа. Погиб 15 января 2000 года.

Сергей родился в августе 1980 года и был призван в армию Дальнереченским военкоматом 11 ноября 1998 года. Он жил на Владивостокской улице и учился в СПТУ-20 на каменщика и электросварщика. Мама, Екатерина Леонтьевна Дюндина, одна воспитывала троих детей. Сережа был младшим…

Евгений Строкоч родился в июне 1979-го. Он тоже вырос в неполной семье, жил в Уссурийске на улице Блюхера, призывался Уссурийским горвоенкоматом в конце апреля позапрошлого года и весной должен был уйти на дембель. У его мамы, Евгении Владимировны, остался второй сын, 18-летний Андрей, которого смерть брата в бою освободила от призыва на воинскую службу - если только он не захочет пойти в армию добровольцем.

“Владивосток”, 20 января 2000 года

9. Младший лейтенант Дмитрий ЛОБАЧЕВ (Дальнегорск), инструктор-снайпер штурмового отделения спецназа “Лидер” управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Приморскому краю. Погиб 20 января 2000 года возле села Калаус Надтеречного района Чечни.

10. Майор Алексей РЫБАК (Владивосток), сотрудник Восточно-Сибирского регионального управления по борьбе с оргпреступностью. Погиб 17 марта 2000 года во время штурма села Комсомольское.

17-го днем стрельба несколько стихла: по данным разведки, боевики вроде бы отошли. Группа Алексея Рыбака заняла позицию в чеченском доме, выставила боевое охранение. В сумерках начался обстрел из противотанковых гранатометов. Первым выстрелом были убиты два наблюдателя из охранения. Вторым - кумулятивная граната пробила стену, тяжело ранила осколками Алексея и еще пятерых. После ранения он жил еще четверть часа.

По словам капитана Столова, придя в сознание, Алексей спросил: “Все наши живы?” Когда его стали успокаивать, не поверил: “Я же вижу, что все в крови”. Последними словами Алексея Рыбака стала просьба отомстить.

“Владивосток”, 24 марта 2000 года

11. Рядовой Роман ПАТЕР (Владивосток), 693-й гвардейский мотострелковый полк 19-й гвардейской мотострелковой дивизии СКВО. Подорвался на мине 27 марта 2000 года в Аргунском ущелье.

Во время командировки на Северный Кавказ я встретилась с Романом во Владикавказе, в госпитале. Мы кинулись друг к другу как родные. “Передайте привет маме, только ни в коем случае не говорите, что я в госпитале”, - худощавого симпатичного паренька с озорным блеском в глазах жизненная энергия переполняла, била через край. “Скажите ей, что жив-здоров, скоро буду дома”. А сам мне по секрету: скорей всего подпишу контракт, вновь на передовую.

“Владивосток”, 29 марта 2000 года

12. Ефрейтор Валерий ГРЕБЕНЮК (Уссурийск), 693-й гвардейский мотострелковый полк 19-й гвардейской мотострелковой дивизии СКВО. Погиб 18 апреля 2000 года.

13. Гвардии старший сержант Алексей КОНДРАТЮК (Владивосток), 74-я отдельная мотострелковая бригада Сибирского военного округа. Погиб от прямого попадания мины в блиндаж 16 мая 2000 года.

Алексей родился в марте 1980 года, жил во Владивостоке, в Минном городке, учился в 185-й мореходной школе. Был призван Ленинским райвоенкоматом 16 ноября 1998 года – ровно за полтора года до гибели. Служил минометчиком в Кемеровской области, в городе Юрга. В Чечню попал в составе мотострелковой части в начале этого года. Гвардии старший сержант погиб от прямого попадания бандитской мины в блиндаж. Без сына осталась мама, Ольга Николаевна.

“Владивосток”, 31 мая 2000 года

14. Лейтенант Сергей ЗАКРЖЕВСКИЙ (Владивосток), командир взвода ОМОН управления внутренних дел Приморского края. Погиб от разрыва фугаса 21 июня 2000 года недалеко от Мескер-Юрта.

Буквально через 15 минут, когда машина вышла на трассу Аргун - Гудермес, чуть не доезжая до моста через реку Джалку, там, где дорога петляет через “зеленку”, под “Уралом” сработал радиоуправляемый фугас. Загоревшаяся машина встала, и по ней тут же ударили автоматы. Омоновцы приняли бой и одновременно вызвали по рации подкрепление. Помощь подошла быстро - и из отряда, и с ближайшего блокпоста, до которого оставалось меньше километра. Прибывший с подмогой отрядный доктор Сергей Захаров немедленно оказал раненым первую помощь, вскоре подошел и санитарный вертолет из Ханкалы. Все, кто мог, сделали все, что могли. К сожалению, этого оказалось недостаточно. Сергея Закржевского до Ханкалы не довезли - он умер по пути, в вертолете, от тяжелых ран и обильной кровопотери.

“Владивосток”, 27 июня 2000 года

15. Лейтенант Дмитрий КИРЕЕВ, Уссурийская бригада армейского спецназа. Погиб 26 июня 2000 года недалеко от селения Автуры.

...Война продолжается.

Порой кажется, что она бесконечна. Похоже, военно-политическое руководство страны не очень ясно представляет себе, что делать дальше, как реально остановить диверсионно-террористическую войну, развернувшуюся по всей территории Чеченской республики. Межклановые и межтейповые разборки в самой Чечне, бесконечные автоматно-гранатометные обстрелы блокпостов, райотделов милиции и военных городков, засады и фугасы на дорогах могут продолжаться еще год, а могут - и 50 лет, кто это знает?..

Мы знаем одно: поездами и бортами военно-транспортной авиации из Приморья один за другим уходят отряды - морской пехоты, спецназа, милиции. Ближайшие проводы на войну не за горами: ориентировочно 24 августа на смену своим товарищам на блокпост в районе Мескер-Юрта (это самый центр Чечни) вылетает очередной отряд Приморского ОМОНа.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"