Малый бизнес объединяется

Деловые круги Приморья из числа малого и среднего бизнеса решили в который уже раз обратить внимание властей и общественности на свои многочисленные болячки. И организовали совместно с депутатами краевой думы, среди которых также немало преуспевающих дельцов, “круглый стол” “Предпринимательство Приморья. Инфраструктура поддержки”.

1 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №825 от 1 авг. 2000

Деловые круги Приморья из числа малого и среднего бизнеса решили в который уже раз обратить внимание властей и общественности на свои многочисленные болячки. И организовали совместно с депутатами краевой думы, среди которых также немало преуспевающих дельцов, “круглый стол” “Предпринимательство Приморья. Инфраструктура поддержки”.

Справка “В”:

На 1 января 2000 года в Приморском крае числилось 11324 малых предприятия (80 тысяч рабочих мест). Большинство из них специализируется на торговле. 16 процентов освоили производственную сферу, около 12 процентов - строительство. Суммарный вклад в региональную экономику - 12,5 процента.

Нашим приморским бизнесменам есть над чем пригорюниться. У них не только набившие оскомину проблемы с законами и кредитами, но и дает себя знать все нарастающая конкуренция. Скажем, в последний год мелких торгово-закупочных предприятий стало в четыре раза больше. Раскручиваются они ныне в четыре раза медленнее – соразмерно с раздробленной доходной базой. Все поделено, ниши вроде как заняты. Но кто сегодня при этом скажет о глобальном росте приморской экономики?! Наступает, по прогнозам приморских чиновников, эпоха, в которой успех приносят качество товара и его рекламная раскрутка. Основной же массе наших “малых предпринимателей” эти экономические мониторинги ни к чему. Им бы на ноги встать для начала, выжить, как они говорят, в условиях соседства с государственной машиной…

* * * ФИНИШНЫЙ СТАРТ

В Приморье давно отказались от практики финансирования “под стартовый капитал”. Фонд поддержки и развития малого бизнеса на заре своего существования поощрял перспективные проекты. На деньги краевого бюджета создавались целые коммерческие структуры. Однако крепкой залоговой, гарантийной базы предусмотрено не было. Конторы рушились, деньги шли на ветер. Сейчас-то уже подсчитано, что в краевой бюджет было возвращено всего 10 процентов от выданного бизнесменам из приморской глубинки и около 30 – от владивостокских. От данной практики отказались, занялись платными консультациями, составлением бизнес-планов.

Средства на “раскрутку” вы не получите ни в местных, ни в иностранных инвестиционных учреждениях вроде фонда малого бизнеса ЕБРР. Денег, оказывается, вообще не так много у народа. В советские времена значительная часть накоплений делалась в малоликвидной (недвижимость, драгоценности) или даже в курьезной (книги) форме. К тому же значительная часть сбережений обесценилась в Сбербанке в 1990-1992 годах, в результате чего резко упало отношение вкладов населения в коммерческих банках к ВВП.

Между тем если на заре рынка, в 1989-1991 годах, для открытия и окупаемости практически любого дела (включая даже банковское!) было достаточно всего нескольких тысяч или даже сотен долларов, то уже к 1995 году на запуск продовольственного магазина или туристического агентства требовались уже десятки тысяч, а мебельного салона – даже сотни тысяч долларов. В 1991 году капитал, необходимый для выхода на рынок компьютерной фирмы, оценивался в 100 тысяч долларов. В настоящее время попытаться стать российским Биллом Гейтсом обойдется вам в $ 5-10 миллионов.

Желающие войти в бизнес скидываются или же – тенденция наших дней – образуют свою “коммерческую структуру” в рамках уже крепкого предприятия. Но проблема нехватки денег остается, хотя в то же время нельзя сказать, что кандидаты в олигархи приходят на рынок последними сиротами.

Теперь посмотрим, что предлагают коммерческие банки. Надо сказать, что их меньше всего интересуют локальные приоритеты – разного рода краевые билли по развитию частного предпринимательства. Банк действует по схеме, согласно которой от клиента требуется лишь одно условие - платежеспособность. Наученные горьким опытом, сегодня они выделяют лишь так называемые короткие деньги. А тем временем даже крепко стоящему на ногах предпринимателю, если он только не занимается порнографией, наркотиками и оружием, необходимы долгосрочные кредиты. По мнению Игоря Ткаченко, исполнительного директора фонда поддержки малого бизнеса, чтобы производство развивалось, банки должны выдавать кредиты не под 42 процента годовых, а под 15-20. А в валюте – до пяти процентов.

* * * СОВРЕМЕННЫЙ ОБРОК

Кого-то устраивают довольно жесткие условия Евробанка реконструкции и развития (но дебютантам рынка их условия непосильны), другие пользуются услугами “ростовщиков”, подписываясь всем своим имуществом, жизнью и семьей. Однако наши бизнесмены готовы заручиться кредитом и иного плана – от проверок. Их все больше выматывают налоговые, санитарные, административные визиты. Вышли с инициативой в крайдуму – необходимо уменьшить количество таких “нервотрепок”. Предпринимателей беспокоит и невнятность законов о налоговых сборах. Им бы не помешало наличие на руках налогового “атласа” Приморского края.

Переполох в стане торговых предпринимателей вызвал приморский вариант федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. Несколько лет назад в Москве распорядились отдать на усмотрение регионов детали сбора этого, как оказалось, весьма болезненного налога.

По мнению налогового консультанта Сергея Русаленко, данный “невменяемый” налог стал реинкарнацией помещичьего оброка. Помещики освобождали себя от необходимости постоянного контроля крестьянских дел, избегая тем самым рыночных рисков. Сегодня происходит то же самое. На современном языке это - расширение налогооблагаемой базы за счет контроля тех хозяйственных субъектов, что работают в сферах, где крутятся живые деньги, и там, где налоговый контроль затруднен. Всем понятно, что лотки и павильоны продовольственных рынков “классическому налогообложению” неподвластны. Их сразу поэтому и ставят перед фактом предварительной уплаты. В какой-то степени механизм такого сбора имеет очевидные преимущества. Система как бы позволяет выжить на рынке тем, кто лучше работает, стимулируя естественный отбор. Тем более на переполненном рынке Приморья. Заплатил однажды, зато потом наваривай себе на здоровье. Но бизнесмены убеждены, что всех стригут под одну гребенку, забирая наперед и с крупных, и с мелких торговых точек одну и ту же ренту, что, на их взгляд, несправедливо…

О консолидации наши предприниматели заговорили, кажется, впервые. Хотя те же строители давно объединились в ассоциацию “Властра” и коллективно продвигают свои деловые интересы. Недавно была создана “Лига торговых предпринимателей”. “Вызывают ассоциации” даже провайдеры Интернета. Возможно, они убедят местных банкиров, что информационное обеспечение также может выступать залогом при кредитовании. Все бизнесмены убеждены, что бюджетные кредитные средства эффективно могут работать и возвращаться обратно только в том случае, если “строка бюджета” распределяется не между конкретными фирмами, а в пределах этих вот самых специализированных картелей. Будут ли их доводы убедительными для властей, покажет новый деловой сезон.

Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"