Доходный маршрут

В автобусах Владивостока проезд пассажира стоит 4 рубля, а его жизнь – ни копейки. На прошлой неделе весь Владивосток потрясло известие об ужасной аварии, которая произошла на одной из основных городских артерий – на Некрасовском путепроводе в районе остановки "Моргородок". Около 6.30 водитель рейсового автобуса "Хино" на повороте не справился с управлением и вышел на полосу встречного движения. В результате произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором помимо самого автобуса оказались задействованы еще четыре транспортные единицы – троллейбус, "Тойота-Корона", "Мазда-Бонго" и микроавтобус "Тойота-Лит Айс". От сильнейшего удара на месте скончались женщина-водитель и ее 11-летняя дочь, находившиеся в "Короне". Еще семь человек с тяжкими травмами и увечьями были госпитализированы.

19 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №818 от 19 июль 2000

В автобусах Владивостока проезд пассажира стоит 4 рубля, а его жизнь – ни копейки. На прошлой неделе весь Владивосток потрясло известие об ужасной аварии, которая произошла на одной из основных городских артерий – на Некрасовском путепроводе в районе остановки "Моргородок". Около 6.30 водитель рейсового автобуса "Хино" на повороте не справился с управлением и вышел на полосу встречного движения. В результате произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором помимо самого автобуса оказались задействованы еще четыре транспортные единицы – троллейбус, "Тойота-Корона", "Мазда-Бонго" и микроавтобус "Тойота-Лит Айс". От сильнейшего удара на месте скончались женщина-водитель и ее 11-летняя дочь, находившиеся в "Короне". Еще семь человек с тяжкими травмами и увечьями были госпитализированы.

* * * Водитель со шприцем

 

Во время предварительного допроса, который проводил выехавший на место оперативный офицер городской ГИБДД, водитель "Хино" не стал отрицать, что "вышел на линию" в состоянии алкогольного опьянения.

В тот же день в районе остановки "Некрасовская" экипажем ГИБДД был задержан еще один водитель коммерческого маршрута, у которого был изъят шприц с дозой героина.

Все эти события произошли во время проведения на территории нашего края профилактической операции "Автобус". Итоги предыдущей подобной операции, которую совместно с транспортной инспекцией проводила Государственная инспекция безопасности дорожного движения УВД Приморья с 29 мая по 11 июня, показали значительные нарушения, допускаемые самими водителями и руководством компаний - владельцев автобусов. Были выявлены 21 факт управления автобусом водителем в состоянии алкогольного опьянения и 33 факта перевозки пассажиров водителями, не имевших на то соответствующих документов. Кроме того, было установлено, что 28 автобусов переоборудованы без соответствующего разрешения ГИБДД. За различные нарушения была запрещена эксплуатация 228 автобусов. К административной ответственности были привлечены 456 водителей автобусов и 52 должностных лица. В качестве наиболее неблагополучных компаний, занимающихся автобусными перевозками, представители ГИБДД называют такие, как ООО "Владсервис", ООО "Черная речка", ЗАО "Империя", ООО "Экспресс" и ООО "Райнер".

* * * Отстойник нарушений

Когда мы вместе с двумя инспекторами Фрунзенского ГИБДД подъехали к кольцу на остановке “Маяк”, где у рейсовых автобусов своеобразный отстойник, там было всего несколько транспортных единиц. Подошедший начальник ВАИ острова Русского рассказал, что по утрам здесь военным машинам, которые идут на Токаревскую кошку, куда причаливают военные баржи с острова, зачастую невозможно проехать – все забито автобусами, которые ждут пассажиров.

Нарушения начали выявляться сразу. Водитель автобуса, стоящего на маршруте № 62 “Карбышева - Маяк” и принадлежащего компании “Востоктранссервис”, не смог предъявить офицерам ГИБДД карточки лицензии. Что касается путевого листа, то он очень заинтересовал работников милиции. В нем не было росписи механика, а сам водитель мотивировал это тем, что он им и является. Вместо подписи врача, который должен проверять всех без исключения водителей перед выходом на смену, стояла какая-то закорючка. Также в папке имелся еще один путевой лист со всеми необходимыми печатями и штампами. В любое время можно вместо подписи поставить любую закорючку и выезжать на линию. В самой кабине водителя был обнаружен рулон билетов, и водитель “с чистой совестью” заявил инспектору, что кроме механика в своем автобусе он выполняет еще и роль кондуктора и сам “обилечивает” желающих пассажиров, что тоже является грубейшим нарушением.

Что касается второго автобуса, стоявшего на маршруте “Маяк – “Фабрика “Заря”, то здесь также нашлось множество нарушений, а точнее, не нашлось множества документов. Самым главным из них, как и в первом случае, оказалось отсутствие лицензионной карты – вместо нее у водителя имелась ксерокопия, которая ну никак не подходит под статус документа: еле-еле просматривающиеся строчки ни один эксперт не взялся бы назвать лицензией. В самом салоне автобуса многие сиденья имели повреждения, причем такие, что пассажиры на наших, всем известных дорогах рисковали остаться с разбитой головой. Кроме этого в бортовой аптечке львиная доля медикаментов была просрочена.

В обоих случаях автобусы были сняты с линии, а водителям выписан штраф в размере… 41,8 рубля!!! Кроме этого водителю было дано предписание в течение суток устранить неисправности. В случае выхода на линию неотремонтированного автобуса против него и руководителя компании применяется статья 134 ч.1 Административного кодекса – невыполнение предписания и штраф в размере от 166,98 до 250 рублей, а при повторном подобном нарушении - от 250 до 416 рублей.

* * * Прибыль – любой ценой

К слову, немного позже водители разных маршрутов рассказывали, что в день только “хозяину” они отдают до 850 рублей. Так что можете сами судить, что этот штраф значит для компании-нарушителя.

Надо сказать, что пока инспектора ГИБДД оформляли соответствующие документы, а заняло это около получаса, ни один рейсовый автобус не появился на кольце “Маяка”. Как пояснили работники ГИБДД, у водителей очень хорошо работает система оповещения, и все “маршрутки” высаживают пассажиров за несколько остановок до конца.

Особый интерес у инспекторов вызвал автобус 7-го маршрута, когда мы прибыли на привокзальную площадь. С виду чистенький и целенький, он оказался с целой грудой нарушений. Прежде всего по техническому талону значилось, что в этом автобусе не более восьми посадочных мест, а инспектора насчитали их как минимум 11 – компания или сам хозяин без ведома ГИБДД переделал машину. Водитель не имеет договора аренды и лицензионной карты. Автобус значится за компанией “Черная речка” и передан в аренду “Приморским автолиниям”. Кульминацией всех недостатков этого “микрика” стал неработающий ручной тормоз.

Инспектора ГИБДД пояснили, что поставить на арест-площадку этот автобус им не дает доверенность на право управления, которая есть у водителя.

С документами и комплектацией следующего автобуса, проверенного на привокзальной площади, оказалось все в порядке, но вот передняя пара резины оказалась негодной – протектор практически полностью стерт.

Как и в первом случае, оба автобуса с соответствующими предписаниями были сняты с линии.

Позже госинспектор лейтенант ГИБДД Валерий Петкевич рассказал, что компания “Приморские автолинии” уже далеко не первый раз попадает в их поле зрения. Неоднократно у водителей рейсовых автобусов изымались целые пачки путевых листов со всеми печатями, штампами и подписями. Так же, по словам Валерия, интересна и сама компания – по юридическому адресу: Пограничная, 6 ее найти невозможно.

Что касается в целом микроавтобусов, занятых во Владивостоке на пассажирских перевозках, то они стекаются в город со всего края. Владельцы компаний переделывают их, получив разрешение от столичных ведомств. Однако в большей части эти переоборудования делаются наспех, и в результате после езды по нашим дорогам пассажиры получают шишки и синяки.

* * * Перевозка бревен с глазами

Кроме автобусов доставляют пассажирам нервотрепку и сами водители, которые относятся к ним как водители грузовиков к картошке или дровам. Наверное, военные водители более бережно и достойно везут так называемый груз-200. Если вы ездили на микроавтобусах, стоящих на наших городских маршрутах, то, наверное, знаете, как водители преспокойно преодолевают на скорости ямы и ухабы, выходят на полосу встречного движения или запросто, нарушая все правила, идут на обгон трамвая с левой стороны, рискуя жизнями всех находящихся в автобусе пассажиров. На базовой остановке вы можете по полчаса дожидаться, пока автобус не набьется под завязку, и только тогда водитель тронется с места. Если же вы стоите на другой остановке, то даже если в салоне и есть пара свободных мест, не ждите, что вас подберут. Автобус остановится, только если на этой остановке будут выходящие. Что касается льготных мест, то даже если они есть, то, как у Винни-Пуха, их сразу нет. Сев на первой остановке, обратите внимание, что уже на второй льготных мест не найдется, даже если их никто не спрашивал вначале.

В пятницу, когда после этого рейда я возвращался домой на таком же маршрутном автобусе, мне пришлось еще раз убедиться в “аккуратности” езды “маршрутных водителей”. Когда выехали на кольцо в районе остановки “Первая Речка”, водитель – молодой парень развернул автобус так, что он в буквальном смысле слова затер “Волгу”, находившуюся в крайнем левом ряду. Послышался скрежет. Водители повыскакивали из машин. Но, видимо, оба остались довольными, что все не так плохо – на бортах оказались лишь небольшие “ссадины”, и полюбовно разъехались. Сам парень потом мне признался, что был не прав, но сказал, что ему в таких случаях везет.

* * * Лицензия: право или контроль?

Сами работники ГИБДД говорят, что очень часто они не могут принимать каких-либо жестких мер к такого рода нарушителям. Само нынешнее законодательство либо слишком лояльно, либо вообще становится на сторону нарушителя. На сегодняшний день компании-перевозчики и автобусы фактически бесконтрольны. По словам работников автоинспекции, сами компании после получения в Лицензионной палате разрешения на перевозку пассажиров набирают штат водителей и покупают автобусы, после чего, по сути, только собирают доход. Поэтому ГИБДД обратилась к руководству Лицензионной палаты с просьбой перед выдачей лицензии проводить согласование с инспекцией для того, чтобы иметь возможность контролировать автобусы, выпускаемые на городские маршруты.

Автор: Федор ГУРКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"