“Липовое” хулиганство?
После милицейских дубинок в деле банды Вэпса замелькали кулаки ...
После милицейских дубинок в деле банды Вэпса замелькали кулаки ...
Процесс по обвинению 22 членов так называемой группировки Анашкина - Вытирайлова, видимо, войдет в историю приморского правосудия как один из самых трудных и скандальных. Очередной форс-мажорный случай произошел в начале этой недели. Вчера председательствующему при рассмотрении данного уголовного дела Василию Кофанову поступила телефонограмма из городской клинической больницы № 2. Одного из обвиняемых, Виталия Уса, который был выпущен под залог, неизвестные избили в подъезде собственного дома на улице Липовой.
По заключению врачей, у Виталия Уса перелом пястной кости, двух пальцев, ушибленная рана головы и легкое сотрясение мозга. Правда, ему прописано амбулаторное лечение. Руку пришлось загипсовать. По данным УВД Приморского края, такой случай действительно проходит в сводке происшествий как “учинение хулиганских действий в отношении заявителя”. Его избила группа неизвестных граждан, но пока что никого из нападавших задержать не удалось.
Интересно, что первоначально врачи поставили в известность адвоката обвиняемого, а уже он перезвонил в суд. После этого пришла и официальная бумага из больницы. Сейчас суд должен решить, можно ли продолжать слушать уголовное дело без присутствия одного из обвиняемых или же он сможет все-таки присутствовать на процессе.
Виталий Ус является одним из шести человек, по отношению к которым суд изменил меру пресечения. Они были выпущены из следственного изолятора под залог. Это объясняется не очень активной их ролью при совершении инкриминируемых правоохранительными органами преступных деяний. Тот же Ус обвиняется в том, что состоял в банде Вытирайлова - Анашкина, участвовал в похищениях людей и оказывал сопротивление сотрудникам правоохранительных органов при аресте.
Пока что нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что Ус пострадал именно в связи с тем, что является одним из обвиняемых по уголовному делу. Вместе с тем еще в прошлом году “В” сообщал о том, что есть оперативные данные о фактах оказания давления на свидетелей в Находке. Некоторые из них позже даже меняли показания в зале суда, отказываясь по “забывчивости” от своих доводов во время предварительного следствия.
Напомним, что одно из самых громких дел начала
90-х расследовала Приморская краевая прокуратура. Тогда в Находке группа молодых лиц под девизом “защиты россиян” начала настоящую войну против чеченской диаспоры в городе. Штабом группировки русских было выбрано кафе с символическим названием “Россияночка” на улице Молодежной. Возглавили античеченское движение, а попросту борьбу за контроль над автобизнесом, рынками и коммерческими структурами, Александр Анашкин и Андрей Вытирайлов. Последний, к слову, до сих пор находится в розыске. Находка напоминала настоящее поле боя. Взрывы гранат в жилых домах и перестрелки на улицах, похищения людей стали делом обыденным. Апофеозом противостояния стала стрельба в аэропорту в Артеме, когда лицом к лицу схлестнулись россияне и охрана главного их врага Асланбека Хатуева. В 1994 году действия российской группировки были прекращены, поскольку основная часть лидеров была задержана правоохранительными органами.
Судя по материалам обвинительного заключения, которые составляют четыре увесистых тома, на счету группировки Анашкина - Вытирайлова более 10 убийств, 11 похищений людей, вымогательства и рэкет. Все эти преступления укладываются в 16 главных преступных операций.
С самого начала передачи дела в суд оно шло весьма медленно. Сначала его возвращали на дополнительное расследование по процессуальным основаниям, затем начали вроде бы слушать, но один из народных заседателей заболел и отказался продолжить работу. В результате пришлось начинать все снова. Дело рассматривалось на территории следственного изолятора во Владивостоке, поскольку Приморский краевой суд просто технически не был приспособлен под столь массовый процесс. Гарантий безопасности никто дать не мог. Это вылилось в митинги и протесты у стен тюрьмы родственников и знакомых обвиняемых, многие из которых просто не могли попасть на слушание. Протестовали и адвокаты, одного из которых покусала собака конвоя. В итоге дело перенесли в краевой суд. И тут новая напасть – в начале 1999 года конвой “оприходовал” обвиняемых дубинками. Причина – по пути раскачивали “автозак”, вели себя грубо и вызывающе.
Большой проблемой стала и систематическая неявка на процесс адвокатов. Более 20 защитников никак не могли собраться вместе, а слушать дело при таких условиях – заведомо идти на нарушение конституционного права гражданина на защиту. Из пяти томов документов, приобщенных к делу в ходе его рассмотрения, более половины занимают обращения судьи в коллегию адвокатов с просьбой повлиять на своих членов. По некоторым данным из правоохранительно-судебных кругов, понимая, что максимум, что им грозит, - 15 лет (судят-то их еще по старому УК), обвиняемые стараются всячески затянуть судебный процесс. СИЗО, где они сидят в камерах-люкс, все-таки лучше, чем колония.
В данный момент судебное следствие все-таки удалось практически завершить. Осталось огласить некоторые материалы дела и исследовать вещественные доказательства. Затем прения, последнее слово и приговор. К прениям можно было бы перейти за полторы недели, если бы дело вновь не срывалось или не откладывалось. Но… Перед избиением Уса, например, дело не могли слушать два с половиной месяца. То адвокат улетит по не-отложным делам в Москву, то одному из обвиняемых сделают операцию, и надо ждать, когда он придет в себя. А теперь еще этот случай с Усом.
Когда же будет поставлена точка в деле банды Вэпса, сейчас не может сказать никто.
Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"